Розницу подводят под закон

78
Мнение. Руководитель крупнейшей в России розничной сети анализирует обсуждаемый в Госдуме правительственный проект закона «О торговле»*.

Российская сетевая современная торговля по разным оценкам занимает около 6% рынка. Все остальное – несетевая розница, неорганизованная торговля – рынки, натуральное потребление. Миф, что сетевые ритейлеры все заполонили, доминируют и диктуют свои правила, культивируется только в воспаленных мозгах некоторых популистски настроенных политиков, которые пытаются найти врага и на него свалить все трудности современной экономической жизни.

Х5 Retail Group возглавляет десятку крупнейших компаний отрасли. Я считаю, что именно они и есть те лидеры индустрии, которых государство должно всячески поддерживать. Потому что они, не побоюсь этого слова, являются локомотивом и ритейла, и экономики в целом. Потому что главный тезис: способствовать развитию платежеспособного спроса, – российские власти должны взять на вооружение. Мне кажется, создавать стимулы, чтобы люди больше покупали, более важно, чем создавать дополнительные сложности и издержки для бизнеса на ровном месте, где их никогда не было.

Беспрецедентная практика. Законопроект, который внесен правительством в Госдуму, являясь политическим компромиссом в сложной дискуссии, содержит целый ряд ограничений для сетей в работе с поставщиками. Это ограничения отсрочки платежей, запрета на выплату листинг-fee (вознаграждений – «Ф.»), маркетинговых fee, чтобы полностью разделить договор поставки с любыми другими видами услуг, которые сети оказывают поставщикам. В проекте закона содержатся дискриминирующие торговлю моменты, например статья 16, создающая инфраструктурные ограничения для развития современных форматов торговли. Такая практика беспрецедентна в мире.
Говоря о положительных аспектах закона: в целом он сохраняет рыночные принципы взаимоотношения участников рынка. Не вводит никаких госрегулирований цен, наценок, связанных с объемом бонусов. Создает жесткие, но равные антимонопольные правила относительно поставщиков товаров и сетей. А с учетом того, что именно поставщики, как правило, занимают большие доли и немалую рыночную власть, думаю, что ФАС в большинстве случаев будет занята разборками в отношении производителей. Главное – это дополнительные нормы, которые закрепляют предусмотренное конституцией право на свободное перемещение товаров и услуг в стране. Идет ограничение действий региональных и муниципальных властей, которые в той или иной форме препятствуют деятельности компаний по продаже товаров.

Недалекое будущее. Представим себе, что законопроект уже стал законом. Как ритейл в этих условиях будет существовать? Наиболее шумно обсуждаемая статья № 16 «Об ограничении действий по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов, если товарооборот сети более 1 млрд руб­лей, а доля превышает 25% рынка». Это, безусловно, немотивированный запрет на ведение хозяйственной деятельности. Нигде в мире такого нет. Главная проблема – полное отсутствие корректных методик оценки размеров рынка. Пострадают не только российские сети, но и средние компании. В законе речь идет о доминировании и в муниципальных округах. Очень много компаний, имеющих на территории своих муниципалитетов около 25%. Они будут вынуждены ходить к чиновникам и доказывать, что не верблюды, что у них еще не 25, а 18% рынка. И, соответственно, еще могут открывать новые магазины. Это подтверждает ощущение: когда общаешься с некоторыми чиновниками, по их глазам видно, что они чувствуют: еще чуть-чуть, закон примут – и жизнь начнется. Даже если не брать в расчет коррупционные составляющие, то для них это дополнительные бюджеты, штаты, влияние.
Совсем неплохо для действующих районных монополистов, у кого уже большие доли. Они окажутся в пределах недосягаемости. И совсем неплохо для операторов крупных форматов. Возьмем абстрактный муниципальный район, рынок которого составляет $100 млн в год. Местные сети занимают здесь по 25% рынка, достигнут баланс: по новому закону никто из них расширяться уже не может. Тут приходит крупный оператор, открывает гипермаркет площадью 15 тыс. кв. метров с выручкой $80 млн. Он это может сделать, поскольку его в этом муниципальном районе до сих пор не было. И сразу захватывает долю в 80%. Остальные отдыхают. Такой сценарий может реализовываться в будущем.
Следующий болезненный для ритейлеров вопрос, предусмотренный законом, – ограничение сроков платежей по ряду товаров. Данная мера приведет к росту издержек сетей: придется платить больше процентов по кредитам из-за вынужденного увеличения сроков. Затраты будут компенсироваться либо увеличением давления на поставщиков и снижением ими отпускных цен, либо приводить к росту отсрочки платежей по тем категориям товаров, которые не попали под регулирование. А сети, которые не смогут ввиду своего масштаба выполнять подобные требования, будут вынуждены поднимать цены.

Во всем мире торговые сети берут с части товаров бонусы за их размещение и различные маркетинговые услуги. Исключение – Wal-Mart. Он настолько большой, что нет необходимости брать бонусы. Мировой лидер торговли продавливает все свои интересы через цену поставщика. Во всех остальных случаях листинг fee – инструмент, который используют поставщики, чтобы ввести в сеть новые товары. Не очень понятно, как работать, когда этот бонус будет запрещен. Видимо, через возрождение «серых» схем – будут носить чемоданы с деньгами. А любая коррупционная схема плоха тем, что в половине случаев взятка приносится от поставщика к сотрудникам сетей. А во второй половине – сотрудники поставщика говорят своему владельцу, что вынуждены отнести взятку, и присваивают ее себе. Реально от этого проиграют и сети, и поставщики, и бюджет, потому что сейчас с таких fee платятся налоги. Как следствие, будет оказываться дополнительное ценовое давление на поставщиков, чтобы убывающие из статей дохода бонусы компенсировались движением инвойсных цен, увеличением ретро-бонусов. Кроме того, вряд ли можно было придумать лучшую предпосылку, чтобы сфокусировать сети на развитии собственных торговых марок (СТМ). Грядет бум развития СТМ сетями. С одной стороны, это хорошая возможность для поставщиков торговых марок, с другой – очень неприятное явление для производителей брэндов. Они пожнут то, что посеяли.

Горе-поправки. Сейчас также поступают предложения поправок в разработанный законопроект. Например, группа депутатов внесла предложение установить торговую наценку на продовольствие не более 25% от оптовой цены. Все знают, что торговые сети работают с неравной торговой наценкой по разным товарам. Если все уравнять, то самые востребованные товары подорожают – сейчас они продаются с очень маленькой, а иногда и вовсе без наценки, – а товары из back basket подешевеют. А какие-то товары вовсе исчезнут с полок. Вообще, рекомендовал бы всем посмотреть, как было в Белоруссии, когда вводилось какое-то правило, и через неделю нужно было его отменять, потому что товары исчезали с полок. Приказать ценам понизиться или насильно формировать ассортимент можно только в условиях фондирования, Госплана. В современном мире такой вариант ведения хозяйственной деятельности характерен только для Северной Кореи. Не думаю, что нам следует к этому переходить. Также предлагают усилить власть региональных чиновников, наделить их инструментами для регулирования розницы.
Законопроект о торговле в том виде, в котором правительство Владимира Путина внесло Госдуму, конечно, неидеальный (и лучше бы его не было вообще). Тем не менее с ним торговле можно жить. Если же многочисленные поправки все-таки будут имплементированы… Предсказать ситуацию не берусь, но, думаю, будет очень грустно.

* Выступление на XIII ежегодном саммите «Торговля в России».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль