Олег Тиньков о проблемах регистрации брэндов

78
Российское законодательство в области торговых марок пока не позволяет быстро развиваться франчайзингу, сдаче брэнда в аренду

Расскажу о брэндах. Товарных знаках. ТЗ, как говорит Евгений Ариевич из компании Baker & McKenzie, один из самых известных юристов в России по товарным знакам. Он – старожил, который стоял у истоков брэндов. Он помнит все – от водки «Смирнов» до нашей баталии с Макаревичем (компания «Дарья» Олега Тинькова поначалу производила пельмени под маркой «Смак» – «Ф.»).
Для меня совершенно очевидно, что брэнд «Тинькофф» это общеузнаваемый брэнд, он принадлежит мне за исключением классов, по которым я его продал. Например, по пиву. Но законодательство вокруг брэндов в России – противоречивая вещь. Чтобы защитить брэнд, ты должен зарегистрировать его по всем товарным классам. Но у нас идут люди и регистрируют, и по какому-то конкретному классу брэнд принадлежит им. Есть возможность признать марку общеизвестной, но нужно проводить опросы. Это дорогостоящий и мучительный процесс. Ладно я, от этого страдают мировые брэнды. Сегодня любой человек, любой пират может пойти и зарегистрировать знаменитый брэнд по какому-то классу товаров. Это абсолютный нонсенс в законодательстве.
Еще большим нонсенсом я считаю то, что Роспатент аннулирует регистрацию брэнда, если в течение пяти лет под ним в России ничего не производится. Другими словами, потом можно зарегистрировать брэнд Wal-Mart и открыть такой магазин. Бред! Это нужно безусловно менять. Должно быть табу на регистрацию узнаваемых брэндов по другим товарным классам.
Чтобы «прорегистрировать» брэнд по всем классам, необходимо несколько сотен тысяч долларов. Я не оговорился: классов неимоверное количество и за каждый нужно платить. И после этого ты гарантирован только на 5 лет.
В результате у нас не развит институт франчайзинга, нет института роялти, отчислений за использование брэндов. А на Западе это сплошь и рядом. Тот же Virgin постоянно дает использовать свой брэнд и за это получает роялти.
Парфюмерных брэндов много, но большинство из них сами не занимаются производством, а отдают право специализированным компаниям. Аналогично с очками. Всего в мире несколько компаний-монстров, делающих очки. Мы видим много марок, но на самом деле производители просто отчисляют владельцам брэндов роялти.

Институт сдачи брэнда в аренду,
по сути, эксплуатирования брэнда, хорош как для владельца, так и для того, кто быстро хочет захватить долю рынка за счет узнаваемого названия. Больше налогов, понятно, транспарентно, законно.
Хорошая идея, но, к сожалению, у нас в стране это делать сложно из-за правовых коллизий.
Скорее производитель очков зарегистрирует понравившееся чужое название, чтобы не платить роялти. У нас все происходит на основе принципа «first come first served» (с англ. «первым пришел – первым обслужен»). Если ты первый ножками прибежал, то Dolce&Gabbana твой знак. Совершенный абсурд.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль