В обход России

82
Мнение. Из-за отсутствия таможенных стандартов страна теряет миллиарды долларов. Пока не создана полноценная инфраструктура для приема и обработки грузов, иностранный транзит продолжит огибать Россию.

Бизнес регулярных грузовых воздушных перевозок подобен бегу с препятствиями. По сравнению с зарубежными конкурентами у «Волги-Днепр» столько барьеров, что не приходится говорить о каких-то преимуществах. Например, связанных с отсутствием платежей за пролет над территорией страны. Но одна из важнейших проблем, тормозящая разрабатываемый нами проект хабов и саму идею усиления транзитной роли России, заключена в другом: в полном отсутствии конкурентоспособной таможенной практики по обработке грузов.

Пустыня для хабов. «Волга-Днепр» рассматривает возможность развития хаба в Москве и на Дальнем Востоке. В прошлом году мы говорили о Красноярске, но расчеты показали, что до 80% экспортно-импортного грузопотока, а также транзитных грузов, все равно идет через Москву. Кроме того, прекратила деятельность компания Krasair. Ведь грузовой хаб, как ни странно, успешно работает только в содружестве с пассажирскими перевозками – до 50% всего воздушного грузопотока перевозится в багажниках обычных самолетов. Бессмысленно строить просто грузовой хаб. Поэтому мы решили начинать работу с «Шереметьево». Есть намерение превратить аэропорт в первый в стране хаб-миллионник. Это самый подготовленный аэропортовый комплекс – в нем хотя бы есть грузовые склады и минимальный объем оборудования для обслуживания, более-менее нормальная таможенная культура. Разумеется, пассажиры там останутся. Далее следует «Домодедово». И, собственно, все – больше нет аэропортов, подходящих для хаба на своем нынешнем уровне развития. 

Недобрая таможня. Самый короткий воздушный путь между Европой и Азией пролегает через российскую территорию, а не через Среднюю Азию, например. В казахстанской Алма-Ате активно развивается хаб, строится современный аэропорт в узбекском Навои. Но оба комплекса ориентированы прежде всего на ближневосточный транзит. Вряд ли их стоит рассматривать как явных конкурентов Москве на маршрутах между Европой и Азией. У нас есть преимущество с точки зрения летного времени и, соответственно, меньших затрат.
Тем не менее огромный процент грузовых потоков – железнодорожных, морских и воздушных – идет в обход России. Почему? Большинство зарубежных перевозчиков пытаются исключить риски общения с нашей таможней. И все наши идеи относительно хабов упираются в абсолютно неконкурентоспособный таможенный стандарт. Процветающие ныне хабы в Средней Азии, Европе как раз и возникают потому, что российская таможня не соперник их таможням. В аэро­порту Хельсинки обрабатывается до 80% грузов, предназначенных для России. Товаропоток, конечным адресатом которого является наша страна, обтекает ее территорию.
Экономика России теряет миллиарды долларов. Для примера приведу расчеты ГК «Волга-Днепр» относительно только воздушного транзита. За ориентир возьмем крупный воздушный аэропортовый узел Франкфурта, где ежегодно обрабатывается порядка 2 млн тонн грузов. Напомню, что все российские аэропорты, а их несколько десятков, обрабатывают всего 700 тыс. тонн, причем  большая часть приходится на Москву. Так вот, если на территории России будет создано хотя бы 4 хаба, обслуживающих воздушный транзит и внутренние грузопотоки, по масштабу сопоставимые с Франкфуртом, то ежегодный стоимостной объем будет измеряться $23 млрд. 

Не конкуренты. Но потенциал так и остается потенциалом. По простой причине – конкурентоспособных условий для таможенного обслуживания транзита не создается. Нет ни комфортных таможенных правил для грузовых перевозок, ни инфраструктуры обслуживания грузопотока. Плюс к этому отсутствует приемлемая инфраструктура для приема зарубежных самолетов. Любая поломка в российском аэропорту ведет к недельным простоям. Нет складов, нет специализированных сервисных компаний. Чтобы решить какой-то технический вопрос, иностранным судам необходимо отправляться или в Европу, или в Китай, который за последние годы создал инфраструктуру для обслуживания Boeing. У нас ее нет и в помине.
Чтобы Россия действительно была конкурентоспособна в регулярных грузовых перевозках, нужно радикально менять такую таможенную систему. Предложение о создании инфраструктуры и таможенного регулирования, которые способны создать условия для обработки международных транзитных и экспортно-импортных грузов, мы направили в Минтранс. В перспективе реализация этих предложений позволит выйти на объемы, сопоставимые с Франкфуртом или Дубаем, и создать в стране новую индустрию. Один килограмм обработанного воздушного груза в среднем генерирует $6–8 дохода.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль