Отдохнем от кризиса

86
Отрасль. Выручка туроператоров в 2009 году значительно снизится. Но есть шанс, что рентабельность подрастет: хоть объемы бизнеса падают, расходы и конкуренция тоже сокращаются.

Туристические компании прогнозируют снижение объемов выездного туризма в 2009 году на 30–35%. Профильное федеральное агентство в первом квартале зафиксировало снижение на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом снижение значительнее всего затронуло популярные и относительно недорогие направления: число выезжающих в Турцию сократилось на 27%, в Египет — на 14%, в Грецию – на 8%.

Берег турецкий. «На туристическом рынке идет явное изменение структуры спроса», – отмечает представитель туроператора «Капитал Тур» Надежда Найдис. Больше всего от экономических потрясений пострадал среднебюджетный сегмент, продажи экономичных путевок растут, спрос на дорогой отдых сокращается. «На массовых направлениях, таких, как Турция и Египет, падение наиболее существенное – на уровне 40%. Но есть направления, ситуация на которых не развивается по стандартному «кризисному» сценарию. Так, турпоток в Хорватию потерял не более 15% , хотя в начале сезона мы планировали падение на уровне 50%», – оценивает Надежда Найдис. Генеральный директор Tez Tour Владимир Каганер также наблюдает подобные тенденции: морские направления ближнего лета (3–5 часов) продаются неплохо, тогда как на дальнемагистральные направления, например, Тайланд, спрос хуже. «В целом продажи компании идут в рамках заданного минуса в 25%. Причем есть предпосылки думать, что конечный результат будет лучше», – надеется Владимир Каганер.
На доходы операторов негативно влияет, кроме прочего, перераспределение спроса на внутренний рынок, а также самостоятельная организация отдыха, без обращения к агентам. По данным онлайн-опроса «Ромира» более 70% российских туристов планируют поездки самостоятельно, 23% – при помощи тур­агентств. По информации РЖД пассажиропоток в направлении Черноморского побережья России и курортов Северного Кавказа с начала лета растет – на 9% увеличилось число едущих из Москвы и на 14% из Петербурга. Курорты Краснодарского края зафиксировали увеличение числа туристов на 20%. Владимир Каганер не склонен преувеличивать масштаб бедствий: «В среднем турпакет в Сочи в 1,5 раза дороже египетского, а сервис хуже».

По осени считают. Кризис привел к банкротству крупнейшего в Великобритании туроператора-дискаунтера XL Leisure Group. Российские лидеры пока держатся на плаву. «Крупные игроки, в руках которых находится порядка 80% туристического рынка, находятся в неплохой форме. Предпосылок к наихудшему развитию ситуации мало. Банкротство небольших операторских компаний не повлекло значительных потрясений для рынка», – заявляет Надежда Найдис.
Владимир Каганер замечает: тот вариант, когда цыплят по осени считают. «Кто дожил до лета, тот лето переживет, – рассуждает эксперт. – Основные проблемы у операторов начнутся осенью, когда придет время рассчитываться за кредиты и с гостиницами. Хоть и соскочило порядка 30% агентств, занимающихся розничными продажами (но не формирующих турпродукт), этого никто не заметит. Потому что был переизбыток». Пока наиболее громким отголоском кризиса для туристической отрасли стало июльское банк­ротство крупной сети «Куда.ру» (150 точек продаж). Общий долг компании достиг $20 млн. Агентство арендовало офисы в дорогих местах, обслуживая клиентов среднего класса, которые сильнее остальных пострадали от кризиса.
На туристическом рынке эксперты ожидают консолидации. Не только впоследствии кризиса, снижающего спрос на услуги, но и законодательных мер. Летом правительство в три раза с 10 млн рублей до 30 млн увеличило минимальный размер финансовой гарантии для туроператоров, занимающихся зарубежными турами. С 9 сентября игрокам рынка надо будет либо начать соответствовать новым условиям, либо менять свой статус. «Компании, для которых такая сумма непосильна, просто перейдут в разряд агентов и начнут продавать чужой продукт. Ничего страшного не произойдет, – рассуждает Владимир Каганер. – А консолидация неизбежна. Через 5–10 лет на рынке останется не более 10 операторов». Велика вероятность, что осенью пройдет крупная сделка о приобретении одного из российских туроператоров мировым лидером Thomas Cook. «Раз TUI Travel вышел на российский рынок и консолидировал крупные активы (75% VKO Group и «Мострэвел», а также 75% украинского «Вояж-Киев» совместно с «С-Групп», подконтрольной Алексею Мордашову – «Ф.»), то ответных действий стоит ожидать и Thomas Cook, который уже вел переговоры со многими местными операторами», – утверждает Владимир Каганер. Он сравнивает эти компании с PepsiCo и Coca Cola, только на туристическом рынке.

Цены не снижать! В каком-то смысле работать стало легче, отмечают участники рынка: отпала надобность демпинговать. Хотя конкурировать приходится в условиях сузившегося спроса, кризис и правительственные меры выбили с рынка небольших игроков. Оставшимся компаниям нужно выживать. Они постараются привлекать клиентов всеми возможными способами, но только не ценой. Напротив, рентабельность повысится, поскольку снижается себестоимость путевок: дешевеет топливо, отельеры опускают цены. «При выходе любой компании на новое направление нет более действенного инструмента, чем демпинг. Но сейчас цена вхождения на рынок высока из-за дороговизны кредитных ресурсов, и появление нового игрока, который заявит о выходе на раскрученное направление, маловероятно», – рассуждает Владимир Каганер.
Операторам действительно под силу увеличить маржу, подтверждает Надежда Найдис. «На отдельных направлениях российские операторы сумели показать силу переговорного процесса, адекватно оценив емкость рынка, скорректировали свои программы – и показывают хорошие финансовые результаты. Есть направления, где в начале сезона амбиции у основных игроков были очень сильны, но с развитием ситуации операторы сели за стол переговоров и скорректировали свои планы, минимизируя убытки. Однако есть и проблемные рынки, на которых падение оказалось гораздо выше прогнозируемого, и операторы продолжают терять на них деньги».
Увеличению рентабельности поможет сокращение инвестиций. «Интурист» отложил строительство гостиничных проектов. Tez Tour сократил свое присутствие в регионах. «Раньше летали из 40 городов по три-четыре раза в неделю, сейчас – только один раз. Не время для имперских амбиций, – полагает Владимир Каганер. – Снизились расходы на рекламу. Мы посчитали, что это выброшенные на ветер деньги. В туризме, как и на авторынке – рекламируй не рекламируй, все равно не покупают. Главное, мы сократили нерентабельные направления, накопившиеся в период бурного развития».

 

Отдохнем от кризиса

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль