Автокредитование на холостом ходу

131
Продажи. Динамично развивавшийся рынок автокредитования ударил по тормозам еще в конце 2008-го. Чтобы придать ему былую скорость, банкам и автодилерам приходится идти на уступки друг другу.

Еще недавно ждать универсал Audi allroad на базе A4 Avant выпуска 2009 года потенциальным покупателям приходилось как в былые времена – несколько месяцев. Только теперь время ожидания, в отличие от ажиотажа прошлых лет, определял низкий спрос. «Пока мы не избавимся от автомобилей 2008 года, выставлять на продажу новые универсалы не будем», – заявили «Ф.» в нескольких салонах Audi. Бизнес у автодилеров идет ни шатко ни валко. За шесть месяцев 2009 года продажи, по данным Ассоциации европейского бизнеса, упали на 49%. А по некоторым маркам и на все 65%.

Специальный подход. Если в 2008 году, по данным агентства «Автостат», 46% автомобилей покупалось в кредит, то в 2009-м доля таких машин не превышает 25%. «Количество обращений за автокредитами упало в четыре раза», – признает член правления BSGV Иван Анисимов. Некоторые банки и вовсе свернули программы автокредитования. Правда, на расстановку сил это не очень повлияло, среди лидеров все те же: Сбербанк, Рус­фи­нанс­банк, «Юникредит». Плюс ВТБ24, который, как ни странно, даже активизировался: по итогам первого полугодия 2009-го он выдал 23,3 тыс. автокредитов против 12,6 тыс. за аналогичный период прошлого года. «Количество участников рынка сейчас не намного меньше, чем до сентября 2008-го: банки, ушедшие с рынка, освободили место новичкам», – комментирует начальник управления розничного кредитования Московского кредитного банка Елена Корнеева.
Тем не менее, по оценке агентства «Автостат», по итогам шести месяцев в России было продано в кредит 130–150 тыс. автомобилей, что в пять раз меньше, чем в 2008-м. Среди главных причин – снижение покупательской способности и повышение цен на авто. Налицо и ужесточение условий автокредитования: рост минимального первоначального взноса, повышение требований к заемщику и, конечно же, ставок. Если до кризиса автокредит выдавался в среднем под 12–15% годовых в рублях, то сейчас этот показатель составляет 18–30%. «Риски в данном сегменте остаются на достаточно высоком уровне, поэтому я не вижу оснований для существенного снижения процентных ставок даже в рамках партнерских программ», – говорит директор по управлению сетью и продажами Абсолют банка Эмиль Юсупов.
От снижения интереса россиян к кредитам на покупку автомобилей страдают прежде всего автодилеры. Они понастроили «дворцов» – высокозатратных салонов, которые теперь по большей части приносят убытки. Продажи автомобилей начали оживать лишь весной. Зимой же была ­полная депрессия: по словам одного из бан­киров, в январе–феврале «затоваривание на складах, например, Volkswagen было нереальное». И это с учетом, что Volkswagen – один из тех брэндов, продажи которых кризис поколебал меньше других.
По словам Ивана Анисимова, большинство дилеров исповедовало бизнес-модель, ориентированную исключительно на дальнейший рост. «Подвешивая под потолком очередной Mercedes, мало кто думал, что ситуация может измениться и вместо очередей в полгода они увидят, как автомобили ржавеют на складах», – говорит он. Теперь, чтобы оживить продажи, некоторые автодилеры идут на снижение комиссий, которые они получали от кредитных организаций за «привлечение клиентов», на 30–50%. По неофициальным данным, сейчас комиссия в среднем не превышает $100–120 за каждый выданный кредит. Так поступают не все, и с теми компаниями, которые не собираются отказываться от комиссий, у банкиров идет торг: они готовы «отстегивать» за клиентов, но взамен требуют снижения комиссий по страхованию машин.
Часть автодилеров официально отказались от «стимулирования» со стороны банков. «Мы сейчас не берем никаких комиссий, поскольку также заинтересованы в увеличении продаж», – утверждает заместитель руководителя отдела страхования и кредитования ГК Genser Юлия Тарасова. По словам начальника управления развития автокредитования Юникредитбанка Ивана Сыскова, сейчас вопрос продажи автомобилей превалирует над возможностью дополнительно заработать на потоке машин, реализуемых в кредит. «Мы стали больше прислушиваться к банкам, чем раньше», – говорит Юлия Тарасова. Сейчас уже не увидишь ситуацию, когда кредитный менеджер в автосалоне, «привыкший» к работе с двумя-тремя банками, пытается создать иллюзию отсутствия иных конкурентных предложений.
Учитывая, что покупательская способность населения падает, а вслед за ней снижается и объем продаж автомобилей, предприятия готовы идти на компромиссы. Именно на них сегодня с надеждой смотрят и банкиры, и дилеры. Многие автоконцерны предложили специальные программы: GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit, PSA Finance, KIA Bank, Subaru Finance, UZ-Daewoo Finance, Suzuki Finance, Volkswagen Finance. По словам Юлии Тарасовой, такие программы очень помогали автодилерам зимой, когда активность покупателей была на крайне низком уровне. Однако никакого «прорыва» благодаря этим предложениям совершить не удалось. «Совместные программы при почти полном отсутствии активности потребителей могут лишь отчасти поддержать продажи», – уверена Елена Корнеева. К примеру, в начале июля ВТБ24 ­подвел первые итоги работы в рамках програм­­мы Suzuki Finance, стартовавшей в конце апреля. За два с небольшим месяца было выдано чуть более 500 кредитов на общую сумму в 197 млн рублей.
В 2009 году собственные кредитные прог­раммы стали продвигать и российские авто­производители. В мае «Автоваз» запустил «Лада Финанс», в конце мая Сбербанк и группа ГАЗ приступили к реализации совместного проекта по продаже автомобилей «Волга Классика» и Volga Siber. В мае же стартовала и программа льготного кредитования на покупку машин модельного ряда УАЗ.

Проблема-2009. Но для реанимации отечественного автопрома в целом и рынка кредитования в частности у государства есть и более радикальные меры. Например, правительство увеличило максимальную стоимость автомобиля, на покупку которого можно получить льготный кредит, с 350 тыс. до 600 тыс. рублей, одновременно снизив объем первоначального взноса с 30 до 15%. Ранее такой вариант предлагал Минпромторг. Теперь в списке автомобилей, подпадающих под новые ценовые параметры, появились Skoda Octavia, Hyundai Accent и Sonata, Chevrolet Cruze и отечественные Volga Siber и UAZ Patriot.
Несмотря на то что на машины стоимостью до 350 тыс. рублей выдается около трети автоссуд, программа льготного автокредитования при поддержке государства явно буксовала. «Сбер», ВТБ24 и Россельхозбанк к середине июля предоставили по ней примерно 18 тыс. кредитов. Результат не слишком впечатляет, учитывая, что к концу 2009 года планировалось выдать 150 тыс. Директор департамента розничных операций Инвестторгбанка Елена Портнягина в связи с этим отмечает: «На рынке действуют альтернативные предложения, в частности, от автопроизводителей. В некоторых случаях они могут оказаться удобнее и выгоднее, чем правительственная программа по поддержке автопрома». Ускорить процесс должно как раз смягчение условий. Еще одним стимулом могло бы стать введение стандартной для Европы схемы, когда государство «помогает деньгами» (от 1 тыс. до 2,5 тыс. евро) покупателю новой машины, если он при ее покупке утилизирует свой старый автомобиль. Правда, в России ситуация осложняется отсутствием законодательства об утилизации транспортных средств.
Тем не менее, по словам Ивана Анисимова, рынок автокредитования все-таки постепенно приходит в себя. Если в январе 2009 года, по подсчетам экспертов, в России в кредит продавалось лишь 10% автомобилей, то в мае–июне – уже 27–30%. Правда, в том же BSGV число одобренных кредитов сейчас существенно превышает количество выданных. «Мы попали в некое межсезонье, когда люди уже не хотят покупать машины 2008 года даже со скидками и ждут появления новых моделей», – объясняют в банке. Но сколько дилеров доживут до этого замечательного момента – большой вопрос. В середине июня банкротом стал один из крупнейших российских дилеров – «Инком-Лада». А всего в 2009–2010 годах с рынка могут уйти до трети изнывающих от безденежья дилеров.
Оставшимся придется больше работать с бывшим в употреблении товаром, помогая банкам реализовывать автомобили несостоятельных заемщиков. По оценкам участников рынка, сейчас пятая часть автомобилей, продающихся через автодилеров, – подержанные. Из них 17% – автомобили, которые находились в залоге у банков. Уже осенью объемы могут существенно вырасти. Если дальше пойдет вал неплатежей, то далеко не факт, что у дилеров хватит площадей и сил, чтобы это все продать.
Пока же доходит до смешного: один из собеседников «Ф.» рассказывает, в какую проблему для банка превратилась продажа автомобиля Volvo «нереального желто-зеленого цвета», доставшегося от заемщика. Дилеры в ужасе стали причитать, что машину такого цвета и раньше сбыть было сложно, а теперь это и вовсе невозможно. Им не до экзотики – распродать бы то, что скопилось в стоках еще со второй половины прошлого года.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль