Как падала мебель

75
Отрасль. Летнее сезонное снижение спроса на мебель может перерасти в затяжную стагнацию мебельной промышленности. У населения нет денег на покупки не первой необходимости.

Как падала мебель 

Мебельщики почувствовали проблемы одними из последних. В начале 2009 года, когда спад во многих отраслях уже достиг дна, производители диванов, шкафов и столов только начали ощущать дефицит спроса. Мебельная промышленность ориентирована прежде всего на население. По данным консалтинговой компании AMIKO, до 80% производимой в стране мебели приходится на бытовую различных назначений. Остальное – продукция для офисов, школ и детских садов, больниц и ресторанов.
В конце 2008 года граждане увеличили покупки мебели. Если в первом полугодии официальное потребление составило 111 млрд рублей, то во втором показатель вырос на 27% до 140 млрд рублей. В маркетинговой группе «Текарт» это объясняют неопределенностью в экономике: индивидуальные покупатели сначала вывели средства в наличные, а рост курса доллара заставил вложиться в предметы длительного пользования. В результате по итогам 2008 года мебельная промышленность показала неплохой рост производства – на 24% до 178 млрд рублей, по данным Росстата.

Только под заказ. Но уже в январе-феврале деньги на мебель у населения «закончились». Сразу после новогодних праздников производство снизилось к декабрю 2008 года на 39%, информирует Росстат. Год к году падение составило 21% до чуть более 1 млн изделий. По данным опроса «Ромира» с января по апрель 47% россиян сократили свои расходы на крупные покупки для дома, в которые входит мебель. К текущему моменту потребление не повысилось, подтверждает Андрей Радухин, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и дерево­обрабатывающей промышленности России (АПМДП). «Спад объемов производства с начала года в сопоставимых ценах на 30% и на 22% в текущих отражает уровень потребления, – говорит эксперт. – Сейчас предприятия вообще стараются не работать на склад, чтобы не замораживать деньги, и под заказ делают ту мебель, которая обязательно будет реализована».
«Продажи упали на треть, так что нам пришлось закрыть один из фирменных магазинов, – отмечает представитель «Сходня-мебели» Анна Шуленина. – Запустили распродажи, в частности, открыли специальный зал, в котором скидки на продукцию доходят до 50%». В компании надеются, что продажи возрастут в августе-сентябре, когда закончится традиционный летний спад. Но ее чаяния могут и не оправдаться. Как раз осенью ожидается вторая волна кризиса, которая может болезненно ударить и по производителям, и без того ослабленным полугодовым дефицитом ликвидности, и по покупателям – рост безработицы вряд ли прекратится. По прогнозам Всемирного банка, ее уровень к концу года может достигнуть 13% от экономически активного населения страны. Кроме того, указывает Андрей Радухин, кто имел средства, потратил их еще зимой: «Им мебель уже не будет нужна».

Спасайся как можешь. Проблемы с оборотными и кредитными средствами мебельщики решают самостоятельно. Государство принимает участие только в регулировании таможенными пошлинами импортно-экспортных операций с мебелью, материалами и компонентами.
Если у средних и крупных предприятий есть ресурсы, чтобы договариваться с кредиторами, то попросту неизвестно, сколько мелких приостановило работу или вовсе разорилось. Кредитов им не дают, поддержка в виде постоянного потока заказов со стороны партнеров-закупщиков также значительно уменьшилась – те сами испытывают проблемы. Между тем маленьких предприятий большинство среди 6 тыс. мебельных компаний, где занято в общей сложности 160 тыс. работников. Сектор, в котором много индивидуальных предпринимателей, большей частью находится в «тени», поскольку об их деятельности официальная статистика мало что знает. Вместе с серым импортом доля такой неучтенки на рынке мебели в 2008 году, по подсчетам «Текарта», составила 111 млрд рублей, или чуть более 30% от общего объема в 362 млрд рублей.
По словам руководителя небольшой мебельной компании, чтобы удержаться на рынке, мелкие предприятия поступаются прибылью. «Многие мебельщики работают с рентабельностью, близкой к нулю. Некоторые опускаются ниже себестоимости», – отмечает участник рынка. «По нашим подсчетам, рентабельность крупных производителей до кризиса равнялась примерно 20–25%, помельче – 10–15%», – говорит Андрей Радухин.
Резервы для снижения себестоимости у мебельщиков ограниченные, большой эффект им получить сложно, считает Виктор Дима: «Замена квалифицированного персонала на более дешевых работников не даст ожидаемого эффекта, ведь в производстве товара с высокой долей добавленной стоимости всегда важны определенные компетенции. Сырье и так по большей части российского происхождения, а на клее или метизах много не сэкономишь». 

Спад надолго. Поводов для скорого возрождения рынка не видно. Мебель – далеко не продукт первой необходимости. Ее массовые закупки напрямую были связаны с ростом благосостояния, доступностью и относительной дешевизной потребительских кредитов, а также бумом на рынке жилья. Но теперь эти факторы больше не работают. Из-за кризиса уровень жизни снижается: реальные располагаемые денежные доходы населения в мае уменьшились на 1,3% год к году. Ставки по потребкредитам, по подсчетам аналитика по финансовому сектору «Юникредит Секьюритиз» Рустама Боташева, к середине июня за год выросли в среднем по разным банкам с 15–20% до 26–27%. Наконец, в правительстве прогнозируют под конец года сокращение объемов строительства жилья почти на треть – с 61,4 млн кв. метров, введенных в 2008 году, до 40–45 млн кв. метров.
Незначительная девальвация рубля мебельщикам не помогла, хотя большая часть комплектующих производится внутри страны. «Из-за границы поступает мебель премиум-класса или то, что в России не делают вообще, – поясняет Андрей Радухин. – Замещение происходило в течение последних пяти-шести лет, когда открылось немало производств с применением зарубежных технологий». Важнее отсутствие спроса, а он упал одинаково на российские и импортируемые мебель и комплектующие, отмечает старший аналитик по акциям розничных компаний «Открытия» Виктор Дима.
Один из способов для небольших мебельных компаний удержаться на плаву – принимать участие в тендерах на госзакупки, проводимых, как правило, местными администрациями. Но суммы аукционов небольшие, редко когда доходят до 500 тыс. руб­лей, а сама мебель должна предназначаться для офисов или специальных учреждений.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль