Наука слушать

52
Еще не все поняли, что успех руководителя определяется успешностью сотрудников. В России распространено потребительское отношениек людям абсолютно всех уровней: от топ-менеджеров до рядовых офисных работников.

Я оказался в России в 1991 году. Тогда на Западе о стране знали немного. Мыслили стереотипами: россияне казались закрытыми, хмурыми людьми, а друзья первым делом спросили меня, что я собираюсь здесь есть. Когда стал работать финансовым контролером в «Аэро Мар», совместном предприятии «Аэрофлота» и корпорации Marriott Inflight Services, у меня было 30 человек в подчинении, из них ни одного иностранца. До сих пор с почтением вспоминаю Юлию Андреевну – настоящего советского бухгалтера аэрофлотовской закалки. Посмотрел, как вяло мой англоязычный коллега общается с сотрудниками через переводчика, и понял: без языка не обойтись. Стал учить русский. Я здесь не посторонний. Думаю, мой опыт работы дает право судить о некоторых вещах. Этот кризис пройдет, но он должен многому научить российский менеджмент.

Выслушай подчиненного. Работодатели стремятся выжать по максимуму из сотрудников здесь и сейчас, не интересуясь их дальнейшей судьбой. Зависимость односторонняя: «Ты мне должен, а я тебе нет. Ты приносишь прибыль и за это получаешь высокую зарплату, а здороваться с тобой в коридоре необязательно». Среднестатистический российский лидер думает, что идеальный вариант общения с подчиненными – это приемные часы. «Пришлите мне все документы с 45 подписями, я их рассмотрю и отвечу в письменном виде». Этот подход типичен для авторитарного стиля управления.
Но в кризисный период куда больше пользы может принести консультативный стиль, когда решение принимается одним человеком, но в обсуждении участвуют все. Нужно давать людям возможность высказаться: хорошая антикризисная идея может прийти в голову каждому. Однако в России много препятствий, мешаю­щих применить консультативный подход. И основное из них – страх перед тем, у кого больше власти. Это проявляется, когда идет обмен идеями. Как только старший по званию говорит: «Мне нравится эта идея», – дискуссия заканчивается. И никого не интересует, насколько правильные решения приняты и к каким последствиям они приведут.
Хорошо если через 2-3 дня, когда все еще можно переиграть, к руководителю придет подчиненный и скажет: лучше поступить иначе. Спрашиваешь его: «Где же ты был раньше, такой грамотный»? Сотрудник ссылается на обстоятельства: мол, не хотелось вступать в дебаты, оспаривать мнение руководителя в присутствии других. Я борюсь с таким отношением на протяжении 20 лет моего пребывания здесь, внедряя консультативный стиль во всех компаниях, где работаю. Дверь в мой кабинет всегда открыта, и любой сотрудник может подойти с предложениями. Утром я делаю «обход», но не чтобы уличить опоздавших, а с целью узнать новости, лично уточнить какие-то моменты. Слишком просто? Возможно, но это работает.

Доверяй сотруднику. Видимо, исторически многие россияне ориентированы на лидерство. Иногда это стремление доходит до крайностей. Например, не раз был свидетелем, как в бурные 90-е водителям и в голову не приходило пропускать пешехода на переходе. Теперь все стали гораздо любезнее. Многие начали понимать, что в мире есть и другие люди. В моей практике было так: российские сотрудники блестяще выполняли свою работу. При этом их совсем не интересовало, что происходит в соседнем департаменте, хоть трава не расти. Но в тяжелое время компания должна действовать как одна команда: на боевом корабле пассажиров нет. Например, в Western Union есть традиция: каждый сотрудник раз в год совершает денежный перевод. Он становится на место клиента и испытывает на себе работу всей «машины», что в итоге позволяет любому нашему специалисту выработать рекомендации по улучшению качества услуг. Консультативный подход помог стать единой командой: сотрудники могут работать и без моего ежесекундного вмешательства, принимать самостоятельные решения, понимая, как их действия повлияют на общий результат. Такой компанией комфортно и интересно руководить: я контролирую все процессы, при этом нет необходимости вникать в каждую мелочь.
Сейчас на первый план выходят люди, которые могут повести за собой. Руководитель изучает рынок, взвешивает имеющиеся ресурсы, принимает решение и разрабатывает стратегию. Во время кризиса процесс принятия решений должен быть максимально оперативным. Но кризис не оправдывает компромиссов с этикой. Многие российские компании манипулируют сотрудниками: некоторые вещи говорятся лишь для того, что бы оправдать ожидания или наоборот запугать. Теряется доверие, и это всегда сказывается на результатах. Поэтому основной принцип лидера: говори людям только правду.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль