Временный Китай

62
Китай помог российским сталеварам вновь загрузить простаивающие с прошлой осени мощности. Однако что делать, когда Поднебесная утолит свой аппетит?

Еще полгода назад, комментируя в не­официальных беседах ситуацию в отрасли, представители крупнейших сталелитейных компаний употребляли емкое слово из четырех букв. И их можно было понять: в минувшем декабре Evraz Group была загружена на 38%, «Северсталь» – на 40%, ММК и НЛМК – на 42–43%. Однако в начале года загрузка предприятий стала стремительно расти. Для той же Evraz Group в январе она составила 50%, в феврале – 65%, а сегодня колеблется в районе 80–85%. Похожая ситуация складывается и в других компаниях, таких как «Мечел», «Северсталь», ММК и НЛМК.

Помощь из Поднебесной. В чем причина подобного роста? Представитель «Мечела» Илья Житомирский отмечает, что в начале года сталелитейщикам помогли металлотрейдеры: они сильно сократили свои запасы на складах в конце 2008 года, и им нужно было снова их наполнить. Однако главный фактор, который позволил металлургам воспрянуть духом – это резкое увеличение экспорта, на который, по словам аналитика «КИТ Финанса» Кирилла Чуйко, сегодня идет порядка 40% от производства всей российской стали. Но это в среднем: НЛМК, к примеру, продает за границу 70% продукции. А увеличению экспорта, в свою очередь, отечественные сталевары во многом обязаны Китаю, на который, по оценкам аналитика «Уралсиба» Дмитрия Смолина, приходится половина российского экспорта.
Именно в Китае производится и потребляется каждая вторая тонна стали в мире (только в апреле эта страна импортировала 210 тыс. тонн проката). И, похоже, российские сырьевики полагают, что это надолго. Например, «Норильский никель» недавно открыл сбытовой офис в Шанхае и заявил, что будет продвигать на китайский рынок платину и палладий. В свою очередь, во многом ориентируясь на поставки стали в Поднебесную, НЛМК в конце мая запустил свою последнюю простаивающую домну, а ЗСМК (входит в Evraz Group) запустит ее в июне.
«Наш оптимизм подогревает то, что в России сейчас самая низкая себестоимость производства стали в мире, – потирает руки источник «Ф.» в «Северстали». – Например, в России для выпуска тонны слябов нужно $280, в то время как в Европе – $360, в Китае – $380, а в США – $385. А значит, мы можем предложить китайцам лучшие условия».
Недолго музыка играла. Впрочем, оптимизм сталелитейщиков несколько преждевременен, особенно учитывая, что реку российского сырьевого импорта в Китай сегодня активно осушают власти и бизнес Поднебесной. Во-первых, Министерство торговли Китая начало расследование в отношении российских производителей горячекатаной рулонной стали по подозрению в демпинге. Произошло это по наводке китайской Ассоциации производителей железа и стали. Во-вторых, китайские сталевары сумели убедить крупнейшего в мире производителя железной руды Vale снизить цены в среднем на 36%. «Кроме того, не забывайте, что в Поднебесной сегодня активно обсуждают необходимость введения заградительных пошлин для поддержки собственной сталелитейной промышленности, – резюмирует Дмитрий Смолин. – Если соответствующее решение примут до конца года, то российским компаниям будет худо».
И это еще слабо сказано. По официальным данным ММК и «Северстали», доля экспорта в Китай в общем объеме производимого компаниями проката составляет 9% и 12% соответственно. Найти замену Китаю металлурги вряд ли смогут – все остальные перспективные потребители стали, такие, как например Индия, уже давно отгородились от дешевого импорта заградительными пошлинами. Египетский же рынок (эта страна к концу года намерена увеличить импорт стали в 10 раз) уже прочно занят турецкими и украинскими игроками.

Пропасть не за горами. По общему мнению опрошенных «Ф.» экспертов, единственное, что может спасти металлургов в ближайшем будущем – это восстановление внутреннего спроса. Но об этом им пока приходится только мечтать. Несмотря на то что все последние годы май был традиционно самым горячим для сталелитейщиков месяцем в году (строители закупали сырье на летний сезон), сегодня на рынке затишье. По данным «Металл-курьера», машиностроители (включая автопром) сократили закупки в 10 раз по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а спрос на арматуру столь низок, что металлурги и вовсе вынуждены понижать на нее цены. Не помогают и инфраструктурные проекты: бюджеты Минтранса, «Олимпстроя» и РЖД значительно урезаны.
Таким образом, прогнозы ING о том, что к концу 2009 года цены на сталь в России по сравнению с предыдущим годом упадут на 55%, до $400 за тонну горячекатаного проката, представляются еще весьма оптимистичным развитием событий...

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль