Сбербанк-авто

83
Сбербанк стал владельцем 35% акций Opel, выпуск машин концерна может быть налажен на мощностях ГАЗа. Но получит ли Россия доступ к современным технологиям?

«Бразильская мыльная опера немецкого автопрома». Именно так охарактеризовал президент Fiat Серд­жио Маркионне тянувшиеся неделю переговоры властей Германии и руководства General Motors с претендентами на Opel (подразделение GM). И, как и всякая мыльная опера, переговоры закончились хэппи-эндом в виде «свадьбы» Opel, альянса из канадского производителя автозапчастей Magna и российского Сбербанка. В результате Сбербанк получил 35% акций, а Magna – 20%.

Греф спешит на помощь. Возникает резонный вопрос: зачем Сбербанк на этих условиях ринулся спасать немецкого автопроизводителя, подписавшись на пару с Magna вложить в развитие Opel 500–700 млн евро? Тем более учитывая, что у Сбербанка нет опыта в подобных делах и не самая лучшая финансовая ситуация: не исключены убытки за 2009 год. Вскоре покупку пояснил «Вестям» президент «Сбера» Герман Греф: «Это очень хороший шанс для России – получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейских производителей».
То, что в основе решения Сбербанка прийти на помощь Opel, лежит в первую очередь политика, подтверждает и состоявшаяся беседа Владимира Путина с Германом Грефом и главой Минпромторга Виктором Христенко. В ходе нее премьер-министр заявил, что «российское правительство имеет свою стратегию развития автопрома, и та сделка, о которой мы говорим, должна быть вписана в стратегию развития автомобильной промышленности».
Большинство аналитиков позитивно восприняли эту новость. «Судя по всему, российские власти окончательно разочаровались превратить ВАЗ во что-то внятное, и решили сделать ставку на другого игрока – группу ГАЗ, – полагает аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. – Скорее всего, именно компания Олега Дерипаски через два-три года, когда экономика восстановится после кризиса, и купит долю в Opel у Сбербанка, который сегодня выступает чистым финансовым инвестором». В пользу этой версии говорит и тот факт, что, как подтвердила «Ф.» зампред правления ГАЗа Елена Матвеева, ее компания готова стать индустриальным партнером альянса Magna – Сбербанк и предоставить для сборки Opel площадку в Нижнем Новгороде, способную выпускать до 180 тыс. машин в год.
В Magna, судя по всему, думают так же: иначе сложно интерпретировать планы компании в горизонте 5–7 лет занять 20% российского рынка, в то время как сегодня она составляет не более 3% (15,5 тыс. проданных в январе-апреле этого года машин). Кроме того, в Magna намекают, что рассматривают возможность поставки существенной части производимых в России машин на экспорт в Европу, что автоматически подразумевает соответствующее качество автопродукта. «Реально ли продать в России 180 тыс. машин Opel в год? Сегодня, на падающем рынке, конечно же, нет, – полагает Михаил Пак. – Однако если экономика начнет возрождаться, а Magna удастся наладить экспортные продажи, то задача по полной загрузке конвейера ГАЗа станет более реальной».

В погоне за технологиями. И все бы хорошо, но вот только поможет ли покупка доли в Opel России технически модернизировать собственный автопром? Ведь за все время «мыльной оперы» представители GM и Opel ни разу даже не намекнули, что ГАЗ получит не просто право собирать Opel, а именно технологии немецкой компании. А это, как говорится, две большие разницы. «Лично я не верю, что ГАЗу, особенно в его нынешнем состоянии, удастся «поменять» предоставление своих производственных мощностей для сборки Opel на доступ к технологиям, – полагает директор московского офиса A.T.Kearney Евгений Богданов. – Сбербанк не имеет контрольного пакета, чтобы требовать этого, а другие акционеры, такие, как, например, GM, в этом не заинтересованы». В самом деле, у обновленной General Motors в России после банкротства останется завод мощностью 70 тыс. автомобилей в год. И в появлении конкурента в виде ГАЗа, который мог бы разрабатывать собственные модели на технологической платформе Opel, американцы крайне не заинтересованы.
Ни в Magna, ни в Сбербанке «Ф.» не смогли прокомментировать, получит ли после окончательного оформления сделки российская сторона право ознакомиться с технологиями Opel. Таким образом, пока планы Magna по выпуску Opel в России, если убрать все красивые торжественные фразы, ничем концептуально не отличаются от прихода в нашу страну Toyota или Nissan. И, вкладывая в оздоровление немецкого автоконцерна сотни миллионов евро, Сбербанк рискует повторить историю ВТБ, который летом 2006 года приобрел 5% акций EADS.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль