text
Журнал

Отказ от хобби

  • 1 августа 2015
  • 64

Кризис в инвестиционно-строительной отрасли окажет глубокое положительное влияние: девелопмент станет более специализированным и локализованным бизнесом с высоким порогом входа и адекватными критериями оценки компаний.

Девелопмент во всем мире – высокорис­кованный бизнес, требующий глубокой специализации не только в части строительно-монтажных работ, но и в сфере финансов, маркетинга, управления объектами недвижимости. У нас же в последние годы девелопмент превратился в хобби национального масштаба. Инвесторами в рамках комплексной реконструкции кварталов в цент­ральной части Краснодара выступали хлебокомбинат и кондитерская фабрика. На Урале в последние годы девелопментом занялись почти все крупнейшие металлургические предприятия. И сегодня первыми с рынка уходят (добровольно и вынужденно) именно непрофильные игроки, для которых инвестиции в квадратные метры были высокодоходной спекуляцией или вложением свободных средств. Их успех во многом определялся сочетанием трех факторов: стремительно растущими ценами во всех сегментах рынка недвижимости, наличием свободных (или привлеченных) денежных средств и административным ресурсом. Сегодня остался лишь административный ресурс, явно недостаточный для успешной реализации проектов.

Новая структура рынка. Кризис, сопровождающийся разорением не только мелких и средних, но и крупных игроков, ведет к переделу рынка между оставшимися компаниями. Заморозка проекта в стадии строительства – мощный удар (и маркетинговый, и финансовый) по биз­несу. Оправиться от него смогут не все. Инвестиционные проекты заморожены у 80% девелоперов. При этом оставшиеся 20% компаний продолжают реализацию проектов (на разных стадиях), закладывая основу для увеличения будущей доли рынка.
Что касается появления такого феномена, как «девелоперско-банковское партнерство» в результате перехода проекта или части бизнеса к банкам, то он может стать одним из действенных инструментов консолидации отрасли. Три-четыре крупнейших банка – кредиторы девелоперов по всей стране, что в сегодняшней ситуации означает перспективу получения частичного и полного контроля над активами компаний (пример – «Город столиц») или самими компаниями (пример – «Система-галс»). В результате на базе ведущих банков формируются разношерстные портфели, которые потом могут быть проданы профильным участникам.
Интерес девелоперов к управлению объектами жилой и коммерческой недвижимости становится все более актуальным. Во-первых, на фоне снижения темпов продаж и строительства новых объектов этот бизнес приносит стабильный доход. Во-вторых, в последние годы по всей стране построено несколько десятков миллионов метров недвижимости. Этот рынок требует профессионального управления, а его могут обеспечить именно девелоперы.
Многие девелоперы в 2005–2008 годах выходили в другие регионы. Однако эти рынки оказались крайне уязвимыми перед кризисными явлениями, особенно в условиях дефицита региональных бюджетов и резкого падения прежних локомотивов роста местных экономик (металлургии на Урале, автомобилестроения в Самарской области и другие). Кроме этого, на многих регио­нальных рынках еще накануне кризиса наметилась тенденция к стагнации или снижению цен на жилье на фоне растущей себестоимости. Примеры? Краснодар, Екатеринбург, Новосибирск, Казань. В итоге региональная экспансия усугубила положение федеральных застройщиков (яркий пример – «Группа ПИК»). В ближайшее время базовой стратегией девелоперских компаний станет концентрация на привычных и знакомых «домашних» рынках.

Оценка бизнеса. Текущий кризис отчетливо продемонстрировал ограниченность оценки бизнеса только стоимостью акций на бирже или размером земельного банка с рассчитываемым на его базе будущим дисконтированным денежным потоком. В посткризисный период основное внимание рынок уделит сбалансированности стратегии развития компаний, эффективности бизнес-модели девелоперов. Инвесторы, акционеры, а также сотрудники и конечные потребители станут обращать больше внимания на график погашения кредитных обязательств, а также способность генерировать денежные потоки при изменении рыночной ситуации. Правило «крупный и известный – значит надежный» поставлено под сом­нение.

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

Вы получите доступ к уникальному контенту, который закрыт для незарегистрированных пользователей!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×

Вам предоставлен неограниченный доступ к «Системе Финансовый директор»

Активируйте доступ прямо сейчас.
Завтра он сгорит!

 
10:11:49


Также, вы сможете прочитать свежий номер журнала Финансовый Директор, архив с 2008 года, скачать книги и формы документов, а также воспользоваться всеми сервисами  для подписчиков.

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.