«Аэрофлот» заморозил «Сибирь»

74
Конкуренция. «Аэрофлот» впервые с 2002 года обогнал «Сибирь» на рынке внутренних перевозок. Окажется ли победа пирровой на фоне перевооружения конкурента?

Наверняка анализ вышедшей отчетности «Сибири» по РСБУ за I квартал и сопоставление ее с показателями собственной компании за тот же период доставили менеджерам «Аэрофлота» немало приятных эмоций. Ведь впервые за семь лет компании удалось занять первое место на рынке внутрироссийских перевозок – с 631 516 пассажирами (данные Транспортной клиринговой палаты) она потеснила с пьедестала «Сибирь» с 572 275 пассажирами. В целом же, согласно отчетности «Сибири», ее доля в общем пассажиропотоке на внутренних рейсах в январе-феврале составила 13,8%, в то время как у «Аэрофлота» – 15,5%. Небольшое, но показательное изменение по сравнению с итогами 2008 года, когда доля «Сибири», по данным ТКП, равнялась 15,6%, а «Аэрофлота» – 13,7%.
В госкомпании не скрывают удовлетворения от начала года и полны уверенности, что на первой строчке рейтинга они обосновались надолго. «Экспансия на внутренний рынок – важнейшая деталь нашей долгосрочной стратегии развития, – говорит замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков. – В дальнейшем мы планируем увеличивать долю в перевозках внутри России». Впрочем, обогнать «Сибирь» «Аэрофлоту» помогла не только стратегия, но и… кризис. Последний вынудил ряд убыточных компаний прекратить полеты, и значительная часть их пассажиров досталась как раз «Аэрофлоту» и его дочкам на безальтернативной основе. К тому же у «Аэрофлота» нашлись деньги на слияния и поглощения: по итогам января-марта 2009 года чистая прибыль компании по РСБУ выросла аж до 1,639 млрд рублей.
«Агрессивное поведение на рынке плюс значительные финансовые средства позволили «Аэрофлоту» наконец осуществить давно лелеемую мечту и выйти на первое место на внутрироссийских перевозках», – резюмирует аналитик отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Время перемен. А что же «Сибирь»? Может показаться странным, но в стане бывшего лидера также довольны результатами I квартала. Причем при общении с представителями компании совершенно не складывается ощущения, что они строят хорошую мину при плохой игре. «В условиях кризиса глупо гнаться за пассажирами, – уверен представитель компании Кирилл Алявдин. – Сейчас самое время заняться поддержанием эффективной операционной деятельности и техническим ”перевооружением“». Под последним в «Сибири» в первую очередь понимают замену летного парка – вывод из эксплуатации самолетов советского производства (32 Ту-154 и четыре Ил-86) и покупку современных лайнеров. В частности, в апреле компания взяла в лизинг два лайнера Airbus A320, в мае в ее распоряжение поступит еще один подобный самолет, а до конца 2009 года «Сибирь» пополнится еще тремя-четырьмя Airbus A320. К слову, смена парка и падение цен на авиакеросин уже привели к тому, что доля топлива в структуре затрат компании упала с 47,3% в III квартале 2008 года до 21,4% по итогам I квартала 2009 года.
Кроме того, как отмечают в «Сибири», компания и вовсе могла бы не уступить «Аэрофлоту» пальму первенства на внутрироссийских первозках, если бы отраслевая статистика учитывала пассажиров, перевезенных «Сибирью» по договорам фрахта с локальными перевозчиками и соглашениям код-шеринга (совместная продажа билетов на один рейс). К примеру, за прошедшие с начала года месяцы «Сибирь» неоднократно брала в аренду лайнеры таких компаний, как «Глобус» и «Вим-авиа», однако из-за «прописки» воздушного судна пассажиры записывались на счет более мелких игроков. Что, кстати, во многом позволило тому же «Глобусу» войти в десятку крупнейших российских авиакомпаний, перевезя за I квартал внутри страны 124 921 пассажира.

Не дать уйти в отрыв. Чья стратегия – «Аэрофлота» или «Сибири» – окажется более актуальной для посткризисного рынка? Пока на этот вопрос однозначно ответить нельзя. С одной стороны, по словам Михаила Лямина из Банка Москвы, то, что «Аэро­флот» даже в кризис работает с прибылью, говорит о правильности выбранного топ-менеджерами компании вектора развития. Тем более на фоне того, что цены на авиа­керосин в последнее время существенно снизились. С другой стороны, по словам аналитика «Финама» Константина Романова, у «Сибири» преимущество по степени занятости пассажирских кресел: 74% против 61,3% у «Аэрофлота» по итогам I квартала. Но в одном эксперты сходятся: концентрируясь на замене летной техники, «Сибири» не стоит позволять «Аэрофлоту» так активно вести себя на рынке и еще дальше вырываться вперед. Ведь у внутрироссийских воздушных перевозок колоссальный потенциал роста. В 2008 году пассажирооборот, по данным ТКП, вырос на 107,1%. В этом же году, несмотря на кризис, все равно ожидается рост в 25–40%. Если «Аэрофлот», воспользовавшись моментом, «приберет к рукам» большинство маршрутов и направлений, догнать его в период посткризисного роста будет невозможно. Даже на лайнерах Airbus, на экономический эффект от внедрения которых так уповает «Сибирь».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль