Кризис и MBA

69
Тенденция. Цены на программы растут, число иностранных студентов увеличивается. Ведущие западные школы уже не стесняются альянсов с российскими коллегами. Только вот спрос падает.

«Ф.» публикует пятое, юбилейное исследование бизнес-школ. Оно видоизменяется, уверенно двигаясь в сторону настоящего рейтинга. Это вызывает много вопросов у школ и добавляет проблем составителям. Многие прежние показатели, вроде применения активных форм обучения или доли преподавателей, проходивших практику за рубежом, были упразднены. Конечно, они бы могли многое сказать о качестве, если бы поддавались однозначной трактовке. Что считать активными формами обучения? Какая именно практика полезна для профессионального развития преподавателя? «Ушли» такие «железно» проверяемые цифры, как возраст школы. Правда, оказалось, нет ничего незыблемого. Некоторые учебные заведения пересматривают год своего основания к подходящим юбилейным датам. Критерии усложнились, и заполнение анкет в этом году потребовало от участников больших усилий.

Принцип. Программы теперь делятся по типу получаемого диплома: российский, двойной, западный. Это помогло отделить заслуги и регалии российских школ от достижений их зарубежных парт­неров. Важный момент: резкое уменьшение числа аккредитаций. Аккредитацию всей школы имеют немногие. И только у программ двенадцати школ-участниц есть международное признание. Движение к качеству должно проходить через компетентные общепризнанные профессиональные сообщества. «Соответствие международному стандарту – конкурентное преимущество школы. Аккредитация способствует процессу интеграции и равноправному вхождению в этот рынок и кардинально расширяет образовательные и карьерные возможности слушателей», – подчеркивает ректор Московской международной высшей бизнес-школы «Мирбис». Экспертную оценку аккредитациям дала Begin Group, занимающаяся проектами в области образования: наиболее сложными для получения можно считать AACSB и АМВА. Отраслевые аккредитации, например, от Institute of Financial Accountants (IFA),  ценны в узких профессиональных сообществах.
В отдельную таблицу вынесена Vlerick Leuven Gent Management School, выдающая только зарубежный диплом. Она не участвует в номинациях, так как занимает достойные места в западном пантеоне, рейтингуется, и сравнивать ее с российскими учебными заведениями было бы неправильно.
В номинациях также не принимают участие школы, у которых еще нет выпускников: Высшая школа бизнес-информатики ГУ-ВШЭ, Международная школа бизнеса Финансовой академии, «Сколково». Хотя они показывают достойные результаты: первые две демонстрируют рост числа обучающихся. А «Сколково» имеет сильный преподавательский состав, активно работает с бизнесом. Но говорить о достижениях рано, пока не выпущен конечный «продукт» – успешный топ-менеджер.

Преподаватели. Главный актив любой бизнес-школы – люди: качественные педагоги, хорошие студенты. Оценивать штатного педагога можно по нескольким критериям. Он может обладать бизнес-опытом, быть высококлассным лектором, которого любят студенты, или международно признанным исследователем. Но в России принадлежность преподавателя к школе – понятие весьма расплывчатое. Одна крайность – большие вузы, развивающие несколько бизнес-школ. Здесь преподаватели считаются штатниками всего учебного заведения и, в принципе, могут быть подсчитаны два и более раз. Другая – из-за катастрофической нехватки качественных лекторов многие, числясь в одной школе, читают лекции в нескольких. Может, учебный курс не становится от этого менее качественным, но возникает другая опасность. «Вполне допустимо, когда приглашенные преподаватели читают некоторые дисциплины по выбору, или даже 1-2 базовых курса. Но если перейден порог в 30%, тогда становится непонятно, что школа собой представляет. На чем строится ее репутация, ее уникальность? Тем самым она показывает, что у нее нет выраженного профиля: ведь одна должна быть сильнее в маркетинге, другая в финансах. Происходит размывание брэнда», – делится своим мнением декан Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета Валерий Катькало.
Самый проверяемый критерий – международное признание (5). О нем как раз свидетельствует возможность преподавания в других – зарубежных учебных заведениях, когда достижения конкретного педагога-россиянина положительно оцениваются западными коллегами.

Студенты. Из-за кризиса стало не хватать учащихся: общее падение спроса – на уровне 20%. В плюс вышло всего 7 школ из 21, принимавших участие в рейтинге 2008 года. Средний рост цен на программы за год составил 12%. «Наше мышление отличается от западного. Там кризис – повод инвестировать в свое обучение, и в такие периоды наблюдается увеличение спроса на бизнес-образование. У нас это опасность: люди чувствуют необходимость во всем себя ограничить. Падение спроса – проблема психологии, не школ», – считает проректор ГУУ по бизнес-образованию и информационным технологиям Владимир Годин. На этом фоне рост количества студентов (1) может быть критерием успешности: до 90% россиян приходят в программу по рекомендации знакомых – учащихся или выпускников. Важным считаемым достижением отечественных школ является интернационализация студентов (3), (4). «Для многих профессиональных сообществ, аккредитую­щих учебные заведения, например EFMD, чрезвычайно важна международная обстановка в школе: наличие иностранных студентов, преподавателей. Правда, в России с этим сложно. Во-первых, отечественный опыт интересен лишь небольшому числу иностранных студентов. Во-вторых, немногие школы могут обеспечить преподавание на английском языке», – объясняет президент Российской ассоциации бизнес-образования, ректор Высшей школы международного бизнеса Леонид Евенко. Для программ совместного диплома отдельно были посчитаны представители дальнего зарубежья. Их выбор косвенно свидетельствует о значимости и популярности западного партнера.

От бизнеса и для бизнеса. Необходимость участия успешных предпринимателей и управленцев в учебном процессе не подвергается сомнению. Налицо зависимость количества приглашенных от величины бизнес-школы. Здесь лидер – «Мирбис» со 166 человеками. Но такой подход сложно назвать справедливым: у меньших школ меньшие потребности. «Ф.» подсчитал число студентов на одного приглашенного: чем больше, тем дальше от лидерских позиций (2).
Показательно количество корпоративных программ, проведенных школой с апреля 2008 года по апрель 2009-го (6). Ведь с началом кризиса заказчиков стало меньше. И желание компаний поделиться со школой своим учебным бюджетом положительно характеризует последнюю. Нужно учитывать, что отечественные фирмы с опаской относятся к бизнес-образованию (и не только российскому), предпочитая более дешевые программы различных образовательных центров.
К слову, за год отношение работодателей к выпускникам МВА улучшилось. По результатам исследования, проведенного «Ф.» совместно с Cornerstone, в ходе которого было опрошено 63 компании, только 60% из них (в прошлом 85%) считают, что наличие диплома не влияет на трудоустройство. Пусть при открытии вакансии пункт о наличии МВА даже не фигурирует в заявке, не играет роли при приеме на работу и не влияет на уровень заработка, 26% респондентов (в 2008-м – 10%) частично или полностью оплачивают российский МВА в качестве бонуса и мотивации сотрудников.

Куда смотреть. Не все значимые критерии поддаются оценке простым подсчетом и поэтому некоторые из них не вынесены в номинации. Чтобы составить портрет школы, потенциальному студенту нужно провести экспресс-анализ учебного заведения: первым делом все-таки поcмотреть на наличие международной аккредитации у выбранной программы. И не слушать доводы школ о национальной специфике, если аккредитации нет: уровень российского образования должен соответствовать мировым стандартам. Nо, что программа разработана российскими преподавателями для местной школы, уже дает ей необходимую долю специфичности.
Для совместных программ важны два критерия. Первый - качество западных партнеров: нужно понимать, что ими могут быть ведущие учебные заведения и школы второго порядка. Это не означает, что последние хуже, однако неизвестность школы в широких кругах может привести к тому, что западная «часть» вашего диплома не произведет впечатления, на которое вы рассчитываете. Но важнее другое – уровень взаимодействия двух учебных заведений. «Лакмусовая бумажка качества сотрудничества с западной бизнес-школой – это программы модели «два диплома» и обмены студентами. Но не краткосрочные стажировки, а, так называемое, «включенное», длительное обучение: в течение семестра и более, - объясняет Валерий Катькало. - Все это подразумевает, что западный партнер доверяет уровню российского образования. Обучение же россиян на недельных модулях на западе (хотя многое зависит от имени партнера), само по себе не может свидетельствовать о качестве союза, потому что такого рода соглашения с зарубежными школами довольно распространенны». Возможность проведения долгосрочных обменов вынесена в отдельную графу в таблице для программ с двойным дипломом. Пока такая функция есть у четырех программ из 14.
Следует отметить международные успехи Института делового администрирования и бизнеса Финансовой академии, не отраженные в наших таблицах. Школа сама является западным партнером для Международной академии бизнеса (Казахстан) и 24 студента из этой страны обучаются на курсе «МВА-финансы». 
 

 

1. Лидеры по росту числа студентов (для участников 2008 года)

Место

Бизнес-школа

%

1

Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП)

73

2

Институт международного бизнеса и коммуникации Балтийского государственного технического университета «Военмех» (БГТУ)

26

3

Высшая школа менеджмента СПбГУ

21

4

Факультет инновационно-технологического бизнеса АНХ

13

5

Бизнес-школа Воронежского государственного университета

2

 

2. Лидеры по числу бизнесменов, проводивших лекции или мастер-классы

Место

Бизнес-школа

Студентов на одного бизнесмена

1

Высшая школа менеджмента СПбГУ

2

2

Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии, Международная высшая школа управления СПбГПУ

4

3

Высшая школа бизнеса и менеджмента Международного университета в Москве

5

4

Международная бизнес-школа Новосибирского государственного университета экономики управления – НГУЭУ «НИНХ»

6

5

Бизнес-школа факультета «Инженерный бизнес и менеджмент» МГТУ им. Н.Э.Баумана

7

 

3. Лидеры по числу студентов из дальнего зарубежья (совместные программы)

Место

Бизнес-школа

От общего числа учащихся, %

1

Высшая школа менеджмента СПбГУ

22

2

Институт бизнеса и делового администрирования АНХ

4

3

Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис», Факультет бизнеса и права Кингстонского университета в АНХ

3

4

Институт бизнеса и экономики, Российско-немецкая высшая школа управления АНХ

2

 

4. Лидеры по числу студентов из дальнего и ближнего зарубежья (программы с российским дипломом)

Место

Бизнес-школа

От общего числа участников, %

1

Международная высшая школа управления СПбГПУ

22

2

Государсвенный университет управления (пять программ)

16

3

Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии

14

4

Международный институт менеджмента ЛИНК

9

5

Высшая школа бизнеса ГУУ

7

 

5. Лидеры по числу преподавателей-россиян, читающих лекции за рубежом

Место

Бизнес-школа

От общего числа преподавателей, %

1

Институт экономики и финансов «Синергия»

28

2

Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП)

27

3

Высшая школа менеджмента СПбГУ

22

4

Институт международного бизнеса и коммуникации Балтийского государственного технического университета “Военмех” (БГТУ)

19

5

Высшая коммерческая школа Минэкономразвития России

17

 

6. Лидеры по корпоративным программам

Место

Бизнес-школа

Число корпоративных программ

1

Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»

32

2

Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП)

29

3

Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ВЭШ СПбГУЭФ)

25

4

Институт делового администрирования и бизнеса Финансовой академии

9

5

Государственный университет управления (пять программ)

7

 

MBA-программы с возможностью получения двойного диплома (участники расположены в алфавитном порядке)

Бизнес-школа

Партнер

Число специализаций

Аккредитация программы

Долгосрочные обмены студентами

Студентов из ближнего / дальнего зарубежья, %

Курсов по выбору

Средний возраст студентов

Язык обучения

Стоимость обучения в 2009 году

Высшая коммерческая школа Минэкономразвития России

Institut Europeen de Management International (IEMI, Франция)

5

ECBE

Нет

4/0

19

33,5

Русский

418 тыс. руб.

Высшая школа корпоративного управления АНХ

IEMI (Франция)

1

ECBE, ACBSP

Нет

н. д.

34

35

Русский

540 тыс. руб.

Высшая экономическая школа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (ВЭШ СПбГУЭФ)

Университет Нанси (ESIDEC, Франция), Университет прикладных наук земли Анхальт (Германия), Школа бизнеса Университета прикладных наук Северо-западной Швейцарии

3

Нет

Нет

5/0

28

37,5

Русский

464 тыс. руб.

Высшая школа менеджмента СПбГУ

НЕС (Франция)

0, ЕМВА

AMBA, AACSB, EQUIS

Да

13/22

2

35

Английский

38 тыс. евро

Институт бизнеса и экономики

California State, University EB

7

AACSB

Нет

2/2

12

29

Английский

$10,5 тыс. + 385 тыс. руб.

Институт бизнеса и делового администрирования АНХ

EМВА Школы менеджмента Университета Антверпена (UAMS, Бельгия)

0, ЕМВА

AACSB

Нет

8/4

Нет

37

Английский

19 тыс. евро

Институт экономики и финансов «Синергия»

Business School of Durham University (Великобритания )

1, ЕМВА

АМВА

Нет

9/0

25

36

Английский

До 18 тыс. евро

Институт международного бизнеса и коммуникации БГТУ

Высшая школа бизнеса Норвежского университета

1, ЕМВА

Нет

Нет

0/0

7

33

Русский**

До 361 тыс. руб.

Международная бизнес-школа

Новосибирского государственного университета экономики управления – НГУЭУ «НИНХ»

Колледж менеджмента MANCOSA (ЮАР)

1

Нет

Нет

0/0

4

37,5

Русский**

210 тыс. руб.

Международная школа бизнеса Финансовой академии

Франкфуртская школа финансов и менеджмента (Германия)

1, ЕМВА

Нет

Нет

0/0

34

34

Английский

530 тыс. руб.

Международный институт менеджмента ЛИНК Open University Business School (Великобритания) 1

AACSB, EQUIS / АМВА

Нет 7/2 4 36 Английский 821 тыс. руб.

Московская международная высшая школа бизнеса «Мирбис»

London Metropolitan University

17, ЕМВА

АМВА

Да

13/3

211

36

Русский

До 600 тыс. руб.

Российско-немецкая высшая школа управления АНХ

Берлинский Вест-Ост институт Университета менеджмента и коммуникаций Потсдам (Германия)

3

Да*

Да

14/2

40

29

Русский

400 тыс. руб.

Санкт-Петербургский международный институт менеджмента (ИМИСП)

SDA Bocconi (Италия), EM Lyon (Франция), HENLEY (Великобритания), ESADE (Испания)

0, EМВА

AMBA

Нет

0/0

24

33,5

Русский**

22,4 тыс. евро

Факультет бизнеса и права Кингстонского университета в АНХ

Кингстонский университет (Великобритания)

1, ЕМВА

AMBA

Да

1/3

7

32

Английский

До Ј17 тыс.

По данным бизнес-школ на 1 апреля 2009 года

*Аккредитация Международного кураториума при участии профессоров Георг-Август-Университета Геттинген, общественная аккредитация Европейской академии коммуникаций и менеджмента (Германия). ** Защита дипломной работы происходит на английском языке.

 

Школы, выдающие западный диплом

Бизнес-школа

Присутствие школы в России, лет

Выпускников МВА

Студентов МВА

Аккредитация в международных организациях школы / программ

Бизнесменов, проводивших лекции, мастер-классы

Корпоративных программ за период 04.08 -1.04.09

Специализации

Студенты из ближнего / дальнего зарубежья, %

Средний возраст студентов, лет

Стоимость программы

Vlerick Leuven Gent Management School (Бельгия)

19

>600

70

AACSB, EQUIS / АМВА

26

н. д.

ЕМВА

7/2

33

22 тыс. евро

По данным бизнес-школ на 1 апреля 2009 года

 

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль