Вошли в пике

58
Рейтинг. Исследование ассоциации «Рослизинг» продемонстрировало значительное падение объемов рынка финансовой аренды. Однако кризис не остановил развитие отрасли в регионах.

 В первой половине прошлого года развитие российского лизинга шло по накатанной колее: в 2007-м этот вид финансовой индустрии вырос более чем в 2,3 раза (с $15,1 млрд до $36,4 млрд) и тормозить не собирался. Согласно январским прогнозам аналитиков и участников рынка, в 2008-м отрасль должна была увеличиться еще минимум вдвое и превысить планку $70 млрд. Однако не удалось.
С осени 2008 года при общем сохранении спроса на услуги финансовой аренды, у лизинговых компаний (ЛК) стало значительно меньше возможностей для их предоставления. Основная причина этого явления заключается в нарушении механизма рефинансирования портфелей: из-за деноминации котируемый в рублях капитал лизингодателей обесценился, банки почти перестали выдавать кредиты, большое количество ссуд было отозвано досрочно, а рынок облигационных заимствований не позволял большинству компаний привлекать дополнительные ресурсы. Все эти факторы обусловили оста­новку рынка – рост нового бизнеса практически прекратился.
Резкое ограничение предложений заемных средств и ужесточение требований кредиторов к большинству лизинговых компаний привели к столь значительному спаду, что впервые за десять лет на рынке финансовой аренды произошло падение объемов. Причем рынок по сравнению с 2007‑м сократился почти на четверть (на 24,7%) и в итоге составил $26,6 млрд. С учетом интенсивного ро­ста, наблюдавшегося вплоть до начала лета 2008‑го, многие эксперты констатировали почти полную оста­нов­ку деятельности лизинговых компаний (ЛК) со второй половины третьего квартала.
По сравнению с 2007-м доля лизинга в ВВП снизилась с 2,1 до 1,4% (ниже уровня 2006-го), а его роль в объеме инвестиций в основной капитал упала более чем в два раза – с 14,1 до 6,6%. При этом количество договоров увеличилось на 13,5% и превысило 72 тыс. штук. Сопоставимо с количеством контрактов возросли также количество лизингополучателей (+13,3%, свыше 42 тыс. предприятий) и суммарный портфель ЛК (+18,2%, более 545 млн рублей).

Диагноз. По мнению аналитиков «Рослизинга», главными причинами сложившейся в отрасли си­туа­ции стали неблагоприятные условия на финансовых рынках и непродуманная кредитная политика самих ЛК.
На протяжении последних десяти лет ин­дуст­рия финансовой аренды была одной из самых динамично развивающихся в России. Объемы рынка и количество сделок росли экспоненциально. Но одновременно с этим росла и конкуренция между участниками рынка, которые в борьбе за новые рынки сбыта и клиентов массово прибегали к дешевым краткосрочным и среднесрочным кредитам, тем самым нарушая баланс между активами и пассивами.
Осенью 2008 года, когда мировой финансовый кризис докатился до России, стоимость заемных средств резко возросла. К тому же банки, чье фондирование также сильно сократилось, полностью отказались от кредитования лизинговых проектов. ЛК столкнулись с тотальной нехваткой лик­вид­но­сти при ограниченных объемах собственных средств и снижении потенциала для привлечения внешнего финансирования. Это привело к тому, что к декабрю 2008 года у большинства ЛК произошло значительное снижение объемов обеспеченных ресурсами новых сделок.
При этом спрос на лизинговые услуги был очень велик: в условиях сокращения кредитных прог­рамм банков предприятия рассматривали финансовую аренду как возможность альтернативного привлечения средств. Количество обращений в ЛК выросло на 22% и превысило 44,2 тыс. В то же время количество одобренных и профинансированных обращений сократилось на 8,5% и составило 24,7 тыс. Таким образом, в 2008 году доля одобренных предложений со стороны лизингополучателей составила 55,8% от их общего числа против 77,7% годом ранее.
Эксперты «Рослизинга» обращают особое внимание на дополнительное негативное воз­дей­ст­вие, которое оказала на рынок изменившаяся политика РЖД, сокративших программу обновления подвижного состава при помощи финансовой аренды. В последние годы лизинг железнодорожного транспорта являлся одним из самых быстрорастущих сегментов, но в 2008 году РЖД стали отказываться от этого инструмента для обновления основных фондов.
Однако при сохранении негативных тенденций второй половины 2008 года аналитики указывают на положительные моменты: увеличение ко­ли­че­ст­ва лизингополучателей говорит о растущей популярности финансовой аренды. Причем рост происходил не столько за счет Москвы и Петербурга, сколько в регионах.

Структура. В 2008 году рынок лизинга по объему нового бизнеса претерпел значительные изменения. Лидером рынка стал лизинг автотранспорта (32,25% против 24,99% в 2007-м). Второе место осталось за финансовой арендой оборудования (28,75% против 28,85% в 2007-м). Следует отметить значительное уменьшение количества сделок по сегменту Big ticket, в который входят контракты с железнодорожным транспортом, авиатехникой и водными судами. Кроме того, почти вдвое увеличились доли лизинга сельскохозяйственной техники и лизинга недвижимости. По стальным позициям распределение осталось без существенных изменений.
По количеству заключенных контрактов никаких изменений на рынке не произошло. Все так же подавляющее большинство сделок (около 70%) приходится на долю автотранспорта.
Одной из основных тенденций последних нескольких лет было ускоренное развитие лизинга в регионах. Этот процесс происходил в два этапа. Вначале ЛК сами шли в провинцию, открывая свои филиалы. Однако на местах с недоверием относились к новой услуге, не понимая сути финансовой аренды и ее преимущества перед кредитом. С 2008 года ситуация начала меняться. У региональных предприятий возник устойчивый спрос, и лизинг начал применяться практически во всех субъектах федерации. Лишь в Камчатском крае и Ингушетии в прошлом году не было зафиксировано ни одной сделки. А из ЛК, участвовавших в исследовании «Рослизинга», только одна не имеет сделок с лизингополучателями за пределами Москвы и Петербурга.
Однако для дальнейшего расширения ре­гио­наль­но­го бизнеса и привлечения новых клиентов ЛК требовались значительные средства. Из-за кризиса ликвидности темпы появления новых ре­гио­наль­ных подразделений существенно замедлились, и в начале осени 2008-го некоторые лизингодатели стали сокращать свои сети. В итоге к началу 2009 года лишь 53% опрошенных «Рослизингом» ЛК имели хотя бы один филиал.
Объем нового бизнеса сократился в Москве, Санкт-Петербурге и Северо-Западном федеральном округе. Наибольшее снижение наблюдается в столице – на 35,2%. В итоге доля Москвы за год сократилась с 41,3 до 27,8%.
Сегменты нового бизнеса других регионов выросли, причем доля Центрального федерального округа увеличилась почти в два раза – с 8,3 до 16%. С небольшим отставанием следует Южный федеральный округ. Объем новых сделок в обоих регионах стал больше на 84,15 и 58,58% соответственно. Количество лизингополучателей сократилось лишь на Северо-Западе – на 13,5%. В других российских округах наблюдался рост – от 1,5% на Дальнем Востоке до 32% в ЦФО и ЮФО.

Распределение. Лидером рынка по итогам 2008 года стала ЛК «Уралсиб», объем нового бизнеса которой превысил 39,5 млрд рублей. За ней с небольшим отставанием следует «Илюшин Финанс Ко» (чуть более 38 млрд рублей). Вошедший в ТОП‑5 Europlan стал самой массовой клиентской компанией, заключив в течение 2008 года свыше 15,6 тыс. контрактов. Ближайший преследователь «CARCADE Лизинг» отстал от лидера по этому показателю в 1,7 раза, но зато существенно опередил по количеству лизингополучателей (9,2 тыс. против 7,7 тыс. у Europlan). Абсолютный чемпион отрасли «Уралсиб» в обеих номинациях занял почетное третье место.
По величине среднего размера контракта и размеру финансирования в расчете на одного клиента первое место с большим отрывом заняла ГК «Бизнес Альянс» (более 884,8 млн и почти 1,18 млрд рублей соответственно). Второе место по «сумме чека» досталось «ЮТэйр-Лизинг» с относительно скромным показателем 60,6 млн рублей на договор. Что касается финансирования, предоставленного одному предприятию, то в этой категории у вице-чемпиона «Газтехлизинга» также очень большой отрыв – на каждого лизингополучателя в среднем пришлось по 427,8 млн рублей, но эта компания – безусловный рекордсмен по количеству контрактов, приходящихся на одного клиента, – 44 штуки. У занявшей второе место в этой номинации ЛК «Арвал» двукратное отставание – 21,9 договора на одно обслуженное предприятие.

 

 Общий рэнкинг лизинговых компаний по итогам 2008 года

По объему нового бизнеса

Название компании

Объем
нового бизнеса
в млн руб, без НДС

Количество контрактов

Место по количеству контрактов

Количество лизингополучателей

Место по количеству лизингополучателей

Средний размер контракта, тыс. руб,

Место по среднему размеру контракта

Средняя сумма на одного клиента, тыс. руб,

Место по средней сумме на одного клиента

Количество контрактов на одного клиента, шт.

Место по количеству контрактов на одного клиента

1

«Уралсиб»

39529

6189

3

3346

3

6387

35

11814

31

1,8

37

2

«Ильюшин
Финанс Ко.»

38076

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

3

«Росагролизинг»

27080

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

4

«Газтехлизинг»

20535

2113

8

48

54

9718

24

427813

2

44,0

1

5

«Европлан»

19091

15620

1

7722

2

1222

78

2472

73

2,0

33

6

«Номос-лизинг»

13460

3343

5

1693

6

4026

45

7950

41

2,0

34

7

«Скания Лизинг»

10042

703

19

н. д.

н. д.

14284

15

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

8

«Транскредитлизинг»

9856

164

51

74

46

60098

3

133189

4

2,2

27

9

«Каркаде Лизинг»

9809

9223

2

9223

1

1064

79

1064

79

1,0

56

10

«Бизнес Альянс»

9419

29

75

8

77

324804

1

1177375

1

3,6

8

11

«Интерлизинг»

9351

1302

12

1302

8

7182

32

7182

43

1,0

57

12

«Камаз-лизинг»

8883

1058

14

691

10

8396

29

12855

27

1,5

46

13

«РГ Лизинг»

8128

863

15

863

9

9419

26

9418

34

1,0

58

14

«Элемент Лизинг»

7564

4762

4

3190

4

1588

75

2371

75

1,5

48

15

«Райффайзен-лизинг»

7466

760

17

298

22

9824

23

20054

19

2,6

20

16

Brunswick Rail Leasing

6360

н. д.

н. д.

18

69

н. д.

н. д.

353333

3

н. д.

н. д.

17

«ДельтаЛизинг»

5816

1688

9

1688

7

3445

51

3445

65

1,0

59

18

«РБ Лизинг»

5299

358

29

45

55

14803

13

117756

5

8,0

3

19

«Ютэйр-лизинг»

5151

85

61

52

53

60603

2

99058

8

1,6

43

20

«Центркапитал»

5075

402

25

132

38

12625

17

38447

14

3,1

12

21

«Юникредит Лизинг»

4926

314

35

102

42

15689

11

48294

12

3,1

11

22

«Альянсрегионлизинг»

4818

170

49

58

51

28339

4

83069

9

2,9

15

23

«ФБ-лизинг»

4733

2308

7

2308

5

2051

70

2051

77

1,0

60

24

«Энерголизинг»

4014

196

46

78

45

20477

8

51462

11

2,5

21

25

«Северная Венеция»

3720

390

26

181

29

9538

25

20552

23

2,2

28

26

«Ураллизинг»

3484

1621

10

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

27

«Главлизинг»

3455

301

36

140

35

11478

18

24679

20

2,2

30

28

«РМБ-лизинг»

3388

411

24

411

15

8243

30

8243

38

1,0

61

29

«Стоун-XXI»

3169

1298

13

624

11

2441

65

5079

54

2,1

32

30

«Глобус-лизинг»

3047

751

18

442

14

4057

44

6894

45

1,7

41

31

«Зест»

2843

197

45

84

44

14431

14

33845

15

2,3

23

32

«Медведь»

2743

207

43

207

28

13251

16

13251

26

1,0

62

33

«Сибирская
лизинговая компания»

2584

371

27

н. д.

н. д.

6965

34

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

34

«Грузомобиль-лизинг»

2085

505

21

366

16

4129

43

5697

51

1,4

53

35

«Лизинг-максимум»

2045

776

16

495

12

2635

64

4131

60

1,6

44

36

«Ярфинвест»

1986

193

47

69

49

10290

21

28783

16

2,8

16

37

«Петербургская
лизинговая компания»

1985

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

38

«Фольксваген груп
финанц»

1975

1453

11

344

19

1359

77

5741

50

4,2

7

39

«Арвал»

1966

2436

6

111

40

807

80

17712

25

21,9

2

40

«Лизинг-трейд»

1892

587

20

255

26

3223

53

7420

42

2,3

24

41

«Абсолют»

1799

348

32

348

18

5170

39

5170

52

1,0

63

42

«Ивест-связь-
холдинг»

1738

355

30

355

17

4896

41

4896

57

1,0

64

43

«Промышленная
лизинговая компания»

1682

169

50

169

31

9953

22

9953

33

1,0

65

44

«ИР-лизинг»

1589

104

59

15

72

15279

12

105933

7

6,9

4

45

«Яркамп лизинг»

1477

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

46

«Атлант-М Лизинг»

1464

478

22

478

13

3063

57

3063

68

1,0

66

47

«Клиентская
лизинговая компания»

1447

172

48

113

39

8413

28

12805

28

1,5

47

48

«СТС Лизинг»

1173

44

69

10

75

26659

5

117300

6

4,4

6

49

«Лизинг-М»

1129

353

31

285

24

3198

56

3961

62

1,2

54

50

«Дельта»

1127

216

41

140

36

5218

38

8050

40

1,5

45

51

«Прогресс-Нева
лизинг»

1065

324

34

324

20

3287

52

3287

67

1,0

67

52

«Столичный Лизинг»

1056

453

23

256

25

2331

68

4125

61

1,8

40

53

«ВСП-Лизинг»

1026

60

67

23

66

17100

10

44609

13

2,6

18

54

«Челиндлизинг»

941

325

33

151

34

2895

59

6232

48

2,2

29

55

«Югорская лизинговая компания»

871

235

40

169

30

3707

48

5154

53

1,4

51

56

«Транслизинг»

812

296

37

296

23

2743

61

2743

71

1,0

68

57

«Бизнес кар лизинг»

716

364

28

161

33

1967

71

4447

59

2,3

25

58

«Волгопромлизинг»

708

240

38

240

27

2950

58

2950

70

1,0

69

59

«Экономлизинг»

658

205

44

322

21

3210

54

2043

78

0,6

78

60

«Первая лизинговая компания»

627

237

39

163

32

2646

63

3847

64

1,5

49

61

«Яков Семенов»

571

30

73

11

74

19033

9

51909

10

2,7

17

62

«Скандинавия»

544

96

60

43

58

5667

37

12651

30

2,2

26

63

«Верисус»

493

108

58

58

52

4565

42

8500

36

1,9

36

64

«Уралпромлизинг»

479

136

53

95

43

3522

50

5042

55

1,4

50

65

«Рлизинг»

468

128

56

37

60

3656

49

12649

29

3,5

10

66

«Аквилон-лизинг»

431

41

70

16

70

10512

20

26938

17

2,6

19

67

«Индустрия-финанс»

431

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

н. д.

68

«Лизинговая компания Сибири»

430

61

65

61

50

7049

33

7049

44

1,0

70

69

«ПРГ-ресурс»

424

71

63

71

48

5972

36

5972

49

1,0

71

70

«Лизинг-сервис»

362

71

64

20

67

5099

40

18100

24

3,6

9

71

«Халык-лизинг»

338

16

79

16

71

21125

7

21125

22

1,0

72

72

«Московская
лизинговая компания»

319

133

54

133

37

2398

67

2398

74

1,0

73

73

«Вейтус»

299

28

76

28

64

10679

19

10679

32

1,0

74

74

«Бэлти-гранд»

288

210

42

108

41

1371

76

2667

72

1,9

35

75

«Волжанин»

261

30

72

12

73

8700

27

21750

21

2,5

22

76

«Феост»

252

10

80

10

76

25200

6

25200

18

1,0

75

77

«Топком Инвест»

246

150

52

30

61

1640

74

8200

39

5,0

5

78

«Сахалинская
лизинговая компания»

241

32

71

28

63

7531

31

8607

35

1,1

55

79

«Прогресс-лизинг
Кострома»

218

132

55

73

47

1652

73

2986

69

1,8

39

80

«Экспресс-Волга-
лизинг»

215

80

62

44

56

2688

62

4886

58

1,8

38

81

«Эксперт-Челябинск»

197

118

57

40

59

1669

72

4925

56

3,0

14

82

«Титан-лизинг»

170

45

68

27

65

3778

47

6296

47

1,7

42

83

«Оренбурггазпромлизинг»

148

61

66

44

57

2426

66

3364

66

1,4

52

84

«Технолизинг»

112

29

74

29

62

3862

46

3862

63

1,0

76

85

«Глорэсс»

54

17

78

8

78

3176

55

6750

46

2,1

31

86

«ЦФМ»

41

19

77

19

68

2158

69

2158

76

1,0

77

87

«Внештранссервис»

25

9

81

3

79

2778

60

8333

37

3,0

13

 

Итого

358030

69986

 

41750

 

5116

 

8576

     

Источник: «Рослизинг»

 

Вошли в пике

 

Вошли в пике

 

Вошли в пике

 

Вошли в пике

 

Вошли в пике

 

Вошли в пике

 

 

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль