Фрагментарная рациональность

64
Кто такой инвестор? На основании чего он должен принимать решения о покупке акций? Насколько оправданны эти решения? Кризис заставил вновь задуматься над этими базовыми вопросами.

 Обычно, когда возникает вопрос об определении термина «инвестор», в контексте финансовых рынков, звучит стандартный ответ – инвестор тот, кто вкладывает на долгий-долгий срок. Разумеется, неявно предполагается: акции вырастут за три, пять, ну, в крайнем случае, десять лет, а за контрпримером обычно посылают в Японию, к индексу Nikkei).
Инвестора можно определить как субъекта, который вкладывает средства, во-первых, исходя из оценки всей компании, ее потенциала и перспектив. Во-вторых, это тот, кто в состоянии получать всю информацию о компании в любом объеме, в режиме максимальной оперативности. В-третьих, самое важное, инвестор в состоянии воздействовать и управлять объектом инвестирования. Отсюда очевидно вытекает следующий вывод – в основной своей массе, люди, называющие себя инвесторами, таковыми не являются по сформулированному выше определению.
Какие же логические ошибки и противоречия можно обнаружить между рынком и тем, кто считает себя инвестором?

Первый неочевидный момент. «Инвесторы» оценивают акцию через стоимость всей компании, например, сравнивая какие-либо мультипликаторы. Но если мы перемножим текущую рыночную цену какой-либо акции на общее количество бумаг, выпущенных компанией, то полученную цифру только с очень большой долей условности можно называть ценой всей компании. Почему? Простой пример. Сколько будет стоить одна, последняя недостающая акция, для контрольного или блокирующего пакета? Другой аксиоматический пример – с уменьшением количества акций в свободном обращении  цена может стремиться в бесконечность. Например, «Сургутнефтегаз» 2003 года, «Мосэнерго»-2004 и «Ростелеком» в последние несколько лет.

Второй неочевидный момент. Оценка акции через популярные мультипликаторы. Например, отношение цены акции к прибыли на одну акцию. Короче говоря, P/E Ratio. Или просто P/E. С ценой все более или менее понятно. Торговый терминал всегда даст максимально оперативную справку. Сложности начинаются с определением того, что есть прибыль. Варианты: чистая прибыль за прошлый период, неважно даже за какой конкретно, три последних квартала с экстраполяцией на весь год, либо чистая прибыль за четыре последних периода. Коэффициент на ее основе называют trailing P/E. Важно то, что прибыль как величина бухгалтерская всегда только в прошлом. Причем чем дальше инвестор от компании, тем с большими задержками он получает информацию о реальном положении дел, если вообще когда-либо ее получает.
 Еще один нюанс  – тип стандартов бухгалтер­ской отчетности, которая используется для определения чистой прибыли. Российские стандарты или международные? За примерами расхождений милости простим обратить внимание на отчетность «Транснефти». И еще момент – сроки публикаций отчетности по разным стандартам. Недавний пример – «Газпром». Чистая прибыль по РСБУ за четвертый квартал 2008 года у него существенно упала. В отсутствие пока еще МСФО за тот же период, «Газпром» становится обладателем весьма непривлекательного P/E, равного 19. Скорее всего, по МСФО мультипликатор будет ниже, но с этой отчетностью «Газпром» традиционно не торопится.
В запасе остается будущий (forward) P/E, который строится на основании прогноза чистой прибыли компании. Прогноз – штука хорошая, особенно если его представляет сама компания и если компания в состоянии контролировать не только свои внутренние потоки, но и ситуацию на своих ключевых рынках.
Таким образом, то, что принято называть инвестированием, должно рассматриваться с позиций компетенций в оценке, получении информации, контроле и управлении.  Фундаментальный  анализ до определенной степени рационален, но при оговоренных выше условиях. Как минимум инвестор, обращающий внимание на финансовую отчетность компании, должен выбирать соответствующие тайм-фреймы для принятия инвестиционных решений.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль