Заработать на большой дороге

99
Инвестиции. Государство сохраняет намерение до 2020 года вложить $1 трлн в коренную модернизацию инфраструктуры страны. Заработать на строительстве мостов, тоннелей и дорог можно уже сегодня.

 Март принес руководителю дирекции инвестиционных проектов и программ УК «Лидер» Сергею Керберу хорошую новость. Несмотря на кризис, ино­стран­ные члены консорциума «Главная дорога» в лице испанской FCC, австрийской Alpine и португальской Brisa подтвердили свое финансирование проекта строительства обхода трассы M1 «Беларусь» в районе города Одинцово. «Из общего объе­ма ин­ве­сти­ций в 25 млрд рублей частные средства составят 14 млрд, а 11 млрд будут выделены из бюджета, – рассказывает Сергей Кербер. – По предварительным расчетам, доходность вложений в проект составит 18–22% годовых при средневзвешенном тарифе проезда по новой трассе в 4,2–4,9 рубля за 1 км пути». Как стало известно «Ф.», одним из вариантов финансирования строительства может стать выпуск инфраструктурных облигаций с их последующим выкупом пенсионными фондами под управлением УК «Лидер» (а управляет она, к примеру, пенсионными деньгами «Газпрома»). По словам Сергея Кербера, работы по строительству трассы начнутся в июне, а первые машины должны поехать по ней уже через два года. Окупить же проект партнеры по «Главной дороге» планируют за 12–15 лет.

Спрос на инфраструктуру. Вообще УК «Лидер» – далеко не единственная российская компания, для которой инфраструктурные проекты и активы в последние полтора года прочно вошли в топ-лист инвестиционных предпочтений. Достаточно сказать, что за этот срок ОАО «РЖД» приобрело контрольный пакет «Мостотреста» (выполняет 40% работ по строи­тель­ст­ву и ремонту всех мостов в России), «Система-галс» Владимира Евтушенкова пополнилась ООО «Организатор» (генподрядчик строи­тель­ст­ва Краснопресненского радиуса в Москве), а империя Олега Дерипаски – корпорацией «Трансстрой» (возводит стадион для «Зенита» в Петербурге и реконструирует «Ленинградку» в Москве). В свою очередь, владелец «Северстали» Алексей Мордашов приобрел долю в компании «Бамтоннельстрой» – крупнейшем строи­те­ле тоннелей в Восточной Сибири. Несложно догадаться, что сделка была совершена с прицелом на будущую прокладку тоннелей на Сахалин. А акционеры «Трансмашхолдинга» совместно с экс-ме­нед­же­ром РАО «ЕЭС России» Михаилом Абызовым приобрели компанию «Дальмостострой» – расчет наверняка делался на будущее участие компании в строительстве моста, который соединит Вла­ди­во­сток с островом Русский, где в 2012 году пройдет саммит АТЭС. «Мостостроение считается самым рентабельным сектором в автодорожной отрасли, так что неудивительно, что в последнее время активы в нем расходятся, как горячие пирожки», – комментирует аналитик «Тройки Диалог» Михаил Ганелин.
Вложениями в инфраструктуру озаботился да­же Роман Абрамович: профинансированное им ЗАО «Ин­фра­струк­ту­ра» весной 2008 года приобре­ло за 100 млн евро уникальный 19-метровый щит, спо­соб­ный прокладывать сложнейшие с тех­ни­че­ской точ­ки зрения тоннели. Кроме того, спе­ци­аль­ные фон­ды для инвестиций в инфраструктуру – каж­дый до $1 млрд – еще летом 2008 года создали «Трой­ка Диа­лог» с французской Veolia Water и «Ре­нес­санс Ка­пи­тал» совместно с финансовой группой Macquarie из Австралии. В «Тройке» «Ф.» подтвердили пла­ны при­­обре­тать или брать в управление во­до­ка­на­лы и объекты водной инфраструктуры в круп­ных го­ро­дах – в шорт-лист топ-менеджеров фонда уже во­­шли де­сять российских мегаполисов.

Подкоп под Арбат. Приобретая инфраструктурные предприятия, крупный бизнес ориентируется прежде всего на масштабы будущей модернизации страны – по данным Минэкономразвития, на эти цели в рамках частно-государственного партнерства до 2020 года будет выделено около $1 трлн. «Несмотря на непростую рыночную ситуацию, пока вопрос о корректировке этой цифры не стоит», – сообщили «Ф.» в пресс-службе ведомства Эльвиры Набиуллиной. Впрочем, заработать на инфраструктуре можно и сегодня – по данным Минфина, только в этом году на развитие и ремонт дорог будет выделено $8,7 млрд, на строительство мостов – $2,5 млрд, на прокладку тоннелей – $1,5 млрд, на совершенствование портовой ин­фра­струк­ту­ры – $1 млрд. Например, «Инфраструктура» предложила мэру Москвы Юрию Лужкову строи­тель­ст­во подземной трассы под Новым Арбатом. «Соответствующий проект уже находится на рассмотрении властей города, – говорит совладелец компании Валерий Абрамсон. – Он предполагает освобождение этой магистрали от автомобильного транспорта, строи­тель­ст­во подземных паркингов и превращение Нового Арбата в прогулочное и торговое про­ст­ран­ст­во. И все это, конечно, будет сопровождаться воссозданием легендарных арбатских переулков».
По словам предпринимателя, строительство трас­сы не­­об­­хо­­ди­­мо как для того, чтобы освободить Но­вый Ар­­бат от пробок, так и в свете желания го­род­ских вла­­стей превратить центр Москвы в еди­ную пе­­ше­­ход­­ную зону, которая замкнет кольцо во­круг глав­­ных достопримечательностей столицы. До кри­зи­са ме­нед­же­ры «Инфраструктуры» оце­ни­ва­ли объ­­ем инвестиций в $1 млрд, но сегодня, с уче­том па­­де­­ния стоимости стройматериалов, эта сум­­ма на­­вер­­ня­­ка подвергнется коррекции в сторону умень­ше­ния. «В любом случае мы готовимся пред­­ста­­вить про­ект в Министерство транспорта для вклю­­че­­ния в прог­рам­му по частно-государственному парт­нерст­ву, – рас­ска­зы­ва­ет о своих ближайших планах Валерий Аб­рам­сон. – И на этом останавливаться не собираемся: мы хотим участвовать в строительстве северного и юж­но­го дублеров Кутузовского проспекта, всех тон­нель­ных участков четвертого транспортного коль­ца, модернизации всех существующих развязок на МКАДе и, конечно, в создании дублера Рублево-Ус­пен­ско­го шоссе».
По словам главы департамента промышленности и инфраструктуры правительства России Александра Мишарина, вложения в строи­тель­ст­во дорог, мостов и прочих объектов выгодны ин­ве­сто­рам еще и по той причине, что у них появилась возможность привлечь на это «длинные» деньги ин­сти­ту­цио­наль­ных ин­ве­сто­ров, в том числе ВЭБа и Пенсионного фонда России. В самом деле, если раньше тот же ПФР мог инвестировать короткие деньги только в госбумаги на небольшой срок, а ВЭБ – в госбумаги и ипотечные бумаги с госгарантиями, то теперь, после того как Минюст зарегистрировал изменения в правила организации торгов на рынке ценных бумаг, они могут бес­пре­пят­ствен­но вкладывать средства и в инфраструктурные облигации.
«Учитывая, что под управлением ВЭБа сейчас находится примерно 350 млрд рублей пенсионных накоплений, можно не сомневаться, что в будущем нас ждет бум этих инструментов», – полагает Михаил Ганелин. По данным Газпромбанка, намерение вы­пу­стить инфраструктурные облигации высказали «Транснефть», «Газпром», РЖД, «Русгидро» и еще ряд компаний – всего в 2009 году их может быть эмитировано на 500 млрд рублей.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль