Как китайцы полюбили Россию

61
Кризис кардинально изменил отношение китайских производителей к заказчикам продукции. Жители Поднебесной стали ценить россиян, после того как европейцы и американцы снизили объемы закупок.

Два раза в год, в апреле и октябре, в южно-китайском городе Гуанчжоу проходит выставка. Крупнейшая в Азии и вторая в мире. Многие российские бизнесмены регулярно ее посещают. На каждый этап приезжает порядка 4,5–5 тыс. бизнесменов из России, желающих работать с китайскими производителями. До кризиса ситуация была не в пользу наших предпринимателей. Китайцы открытым текстом говорили: «Мы не работаем с Россией». При этом четко называли причины:
– продукция вам нужна дешевая, а на ней много не заработаешь;
– сначала говорите, что нужно десять контейнеров, а потом с трудом на один набираете;
– по ценам каждый раз отжимаете так, что не продохнуть.
Приходилось хитрить, выдавать себя за финнов (контейнеры шли на Котку и далее в Санкт-Петербург и на Москву, и поэтому удобно было выдавать себя именно за финнов). Доходило до того, что за эстонцев с латышами себя выдавали, чтобы с фабрикой контакт установить. Китайцы ориентировались на европейские компании и морщились от фразы «мы из России». Докризисный пример на моей памяти. Мы привезли клиентов из Питера на выставку в Шанхай. Подходим к представителям одной местной компании, говорим, что необходима отправка товаров тремя контейнерами в месяц. Сначала китайцы, слыша родную речь от иностранцев, с улыбками начали изливать комплименты. На подошедших итальянцев, озвучивших совсем небольшой объем – контейнер в месяц, почти никто не обращает внимания. До тех пор пока мы не называем порт доставки – Санкт-Петербург. «Так вы из России?» – брезгливо бросают нам китайцы и резко переключаются на итальянцев. Нам пришлось искать других контрагентов.

Нежданно грянул кризис.
Европа встала. США тоже. Снобизм с китайцами сыграл злую шутку. Десятки тысяч китайских производителей разорились в первую пару месяцев кризиса. И мне их не жаль. Кто смог пережить начало кризиса и не сорвался в бездну банкротства, задумались, как жить дальше.
Недавно мы опросили более 2 тыс. китайцев, проживающих на территории КНР (это важный момент, многие руководят своими заводами из-за границы) и занимающих руководящие должности на предприятиях. В ходе опроса выяснилось, что больше 4/5 китайских производителей нуждаются в заказах из России. Однако цифры не могут передать того, что происходит на самом деле. На недавно прошедших выставках в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу мы заметили явный интерес к клиентам именно из России. Нас везде встречали радушно, даже очень радушно. Активно шли на диалог по снижению цен, увеличению товарных позиций в контейнере. Вот только товарные кредиты обсуждать отказывались.
В свое время в Китае много писали о кризисе 1998 года. Местные жители в курсе, что русский бизнес пережил тот кризис, выйдя из него закаленным. Китайцы очень уважают силу и опыт, понимая, на­сколь­ко он важен. И если год назад нам были не особенно рады, то теперь ситуация изменилась. Дорогая продукция не в почете. А в китайском ширпотребе Россия толк знает. Они готовы носить нашего бизнесмена на руках, лишь бы заказы шли. Многие сети прекратили поставки из Китая, почти все их сократили. На фоне этого заказы от нескольких контейнеров выглядят вполне достойно. Крупный бизнес уступает место мелкому и среднему. Пусть заказы небольшие, зато постоянные. Китайцы понимают это и стараются проявлять всю свою восточную обходительность к клиентам из России. Деньги нужны всем.

Отношение изменилось.
И не только к россиянам. В Китае на стендах образцы во время выставки брать нельзя. Клиенты, которые занимаются подобным собирательством, китайцам не нравятся. И, так как они дома, в жесткой форме отказывают. Теперь ситуация у многих местных производителей просто кошмарная. И только ты скользнул взглядом по стенду, как в тебя впивается умоляющий взгляд китайца, который через мгновение готов отдать все, что у него лежит, лишь бы бизнесмен подарил ему хоть надежду на сотрудничество. Признаться, за почти 11 лет в Китае я всегда думал, что этот китайский паровоз ничто и никогда не остановит. К счастью, ошибался. С Китаем творятся потрясающие метаморфозы. Кризис лечит.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль