Коллекторы пришли к  директору

83
Практика. Изучив слабые места «физиков», коллекторы переключаются на «юриков». Работа с просрочкой граждан как бизнес близка к стагнации, зато корпоративные неплательщики – возможно, настоящий Клондайк для собирателей долгов.

 В одном небольшом тихом городе есть одно небольшое, но градообразующее предприятие. У которого еще совсем недавно имелись неисполненные обязательства на $6 млн. В досудебном порядке оно решительно ничего возвращать не собиралось, отправляя всех кредиторов в суд. Хождение по арбитражным инстанциям и общение с приставами могло занять около двух лет. Кредиторы обратились в коллекторское агентство. Там провели анализ предприятия и выяснили, что оно входит в состав некой финансовой группы. Руководитель этой финансовой группы вскоре получил письмо, в котором без всяких намеков говорилось, что задолженность будет взыскиваться через суд, а процесс будет широко освещаться в СМИ. Акценты в информационной кампании будут расставлены соответственно: задолжавшее предприятие – часть холдинга, в котором, очевидно, имеются финансовые проблемы, раз одна из его структур не платит по долгам. Коллекторы грозились также рассмотреть варианты продажи задолженности. Что больше напугало ру­ко­вод­ст­во группы: ущерб репутации или перспективы рейдерского захвата – неизвестно, но оно нашло деньги для исполнения обязательств «дочки». По словам очевидцев, вся процедура «выбивания долгов» заняла два месяца и шесть дней. Конечно, все это сильно смахивает на корпоративный шантаж, но у коллекторов свои аргументы: прикрывшись кризисом, возвращать долги отказываются и вполне состоятельные заемщики. Собст­вен­но, в подтверждение этого тезиса они и привели пример.

Вместо людей юрлица.
По мнению некоторых экспертов, уже через несколько месяцев специалисты по возврату долгов с граждан почувствуют стагнацию рынка, если не спад. Просроченная задолженность по организациям ра­стет динамичнее, чем по «физикам». По данным ЦБ, в период с 1 октября 2008-го по 1 февраля 2009 года по компаниям она увеличилась на 130,2%, тогда как по гражданам – на 24,6%. Кредитование населения между тем снижается. Вероятно, через какое-то время передавать коллекторам станет уже нечего, вернее, качество просрочки ухудшится настолько, что взыскать хотя бы ее часть будет почти невозможно. «Взыскивать становится все труднее, поскольку изменились сами заемщики, – признает директор по развитию бизнеса коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Николай Иванов. – Думаю, примерно через полгода агентства ждет резкое падение объема работ. И тогда выиграют те участники рынка, которые накопили опыт взы­ска­ния корпоративной задолженности и соответствую­щие портфели долгов». «Если раньше банки и другие организации предпочитали работать с просрочкой компаний самостоятельно, то теперь в стремлении сократить издержки и сберечь каждую копейку они привлекают коллекторов», – говорит директор по развитию бизнеса агентства «Секвойя Кредит Консолидейшн» Ирина Поддубная.
Выбивание корпоративных долгов в среде коллекторов до недавнего времени считалось непрофильной деятельностью. И понятно почему: здесь используются совсем иные методы работы. «Это совершенно другой алгоритм взыскания, – рассказывает гендиректор Центра развития кол­лек­тор­ст­ва Дмитрий Жданухин. – В кредитном коллекторстве чаще всего присутствует конвейер – правильные законные угрозы и консультации, четкое распределение труда. То есть один сотрудник звонит должнику, другой к нему ездит, третий приставов уговаривает. А взыскание задолженности с организации часто сопровождает один человек». «Работа коллекторов с гражданами – это в основном переговоры и поиск компромисса, с организациями – тщательный анализ информации. Проводится оценка источников погашения, в том числе имеющихся у компании активов. К каждому юридическому лицу нужен индивидуальный подход, что тоже отличает работу с ними от взы­ска­ния долгов с населения», – объясняет Ирина Поддубная. «“Кнопка” физлица часто находится в его возможностях, а «кнопка» руководителя организации – в его бизнесе, – развивает мысль Дмитрий Жданухин. – Главе компании, задолжавшей денег, иногда достаточно объявить о том, что о его неплатежах узнают контрагенты».
И вот еще одна иллюстрация. Строительная компания приобрела технику и не расплатилась за нее. Коллекторское агентство, в которое обратилась пострадавшая сторона, выяснило, что предприятие возводит объекты для госструктуры. Удар пришелся по этой болевой точке: коллекторы пригрозили менеджменту уведомить заказчика о проблемах с задолженностью, что угрожало разрывом госконтракта. Более того, они пообещали отслеживать тендеры, в которых участвует организация, ставя в известность о ее проблемах конкурсную комиссию. Все это произвело сильное впечатление на должника – большую часть средств удалось вернуть.

Молодые долги. «Еще одно отличие – это сроки взыскания задолженности. Для физлиц в период кризиса они в среднем равны четырем-шести месяцам, для организаций – около года», – отмечает Ирина Поддубная. «Кризис «омолодил» передаваемую коллекторам задолженность, ее объемы выросли, у нас появилась возможность самим предъявлять требования. Например, поднять минимальную сумму долга», – говорит Николай Иванов. «Некоторые банки уже готовы продавать долги сроками от 180 дней. Год назад это было минимум 360–450 дней. То же самое касается и задолженности, с которой мы работаем на агентской основе», – свидетельствует директор по развитию бизнеса Столичного коллекторского агентства Артем Плохов. Что касается расценок, то оплата аутсорсинговой работы выросла, а стоимость продаваемых портфелей, напротив, упала. Это следствие ряда причин. Комиссия ра­стет в том числе из-за увеличения себестоимости коллекторских услуг. «Сейчас она в среднем равна 25–30% от объема взысканной задолженности. Максимальная же стоимость долгового портфеля составляет около 3–4% от его объема, а среднее значение намного ниже – 0,8–1,5%», – приводит данные Ирина Поддубная. По ее словам, в расчет цены закладываются и длительность просрочки, и риски падения платежеспособности заемщиков, и увеличение сроков взыскания. Учитывается и тот факт, что покупка каждого портфеля – по сути, инвестиционная сделка, которая требует денежных средств. «А это привлечение агентством займов, кредитов. Деньги сейчас стоят достаточно дорого», – поясняет специалист.

 

Цифры

Феноменальная розница

Просрочка по корпоративным кредитам растет намного быстрее, чем по роз­ничным.
Мало того, у некоторых банков, активно кредитующих граждан, во время кризиса она даже снижалась. Так, «Русский стандарт» в октябре 2008 года уменьшил ее объем на 18% (с 25,9 млрд рублей до 21,2 млрд), Хоум Кредит энд Финанс банк в декабре – почти на 1 млрд, или на 7%. В ХКФБ
дать пояснения отказались, а в «Русском стандарте» уклончиво заявили, что связывают это «с улучшением качества кредитного портфеля». Феномен можно объяснить по-разному. Во-первых, безнадежные ссуды со временем списываются в убытки кредитной организации. Во-вторых, банк мог продать проблемные активы заинтересованным лицам, например тем же коллекторам. Но вряд ли речь идет о повышении финансовой дисциплины заемщиков: после «аномального» снижения просрочка и у «Русского стандарта», и у ХКФБ вернулась к росту. 

 

Просрочка по портфелю кредитов частным лицам крупнейших розничных банков*

Банк

Объем кредитов гражданам на 01.02.09, млрд руб.

Просрочка
на 01.02.09, млрд руб.

Просрочка на 01.10.08, млрд руб.

Изменение,%

Сбербанк

1244

25,48

15,70

+62,3

ВТБ24

320

4,81

2,75

+74,8

Росбанк

134

8,67

7,15

+21,3

Русский стандарт

109

23,03

25,90

-11,1

Банк Москвы

102

5,09

3,88

+31,4

Райффайзенбанк

97

3,69

2,72

+35,7

Уралсиб

84

4,05

3,39

+19,6

Юникредитбанк

82

2,61

1,78

+46,5

Русфинансбанк

81

3,10

2,31

+34,3

Альфа-банк

77

8,37

7,14

+17,3

*Без учета кредитов индивидуальным предпринимателям

 

Просрочка по портфелю крупнейших корпоративных кредиторов

 

Банк

Объем кредитов предприятиям
и организациям
на 01.02.09,
млрд руб.

Просрочка
на 01.02.09, млрд руб.

Просрочка на 01.10.08, млрд руб.

Изменение,%

Сбербанк

4040

80,50

39,29

104,9

ВТБ

1722

31,01

16,99

82,5

Газпромбанк

807

8,27

5,52

49,9

Альфа-банк

465

32,38

5,62

476,6

Банк Москвы

429

1,48

0,49

204,9

Россельхозбанк

400

7,91

5,53

43,0

Юникредитбанк

349

3,80

1,12

239,1

Райффайзенбанк

282

4,44

1,88

135,7

Промсвязьбанк

268

11,32

2,62

332,8

Номос-банк

213

6,40

1,40

358,4

По данным банков

 

Инициативы

Собиратели долгов и буква закона

Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) подготовила законопроект «О коллекторской де­я­тельности в Российской Федерации».
Его авторы надеются, что он окажется на рассмотрении депутатов Госдумы уже этой весной. Ранее свой вариант предлагала другая организация – Ассоциация по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ). По версии последней, этим бизнесом могут заниматься как организации, так и индивидуальные предприниматели. Главное – чтобы они вступили в одну из саморегулируемых организаций. НАПКА же в своем законопроекте оставляет право заниматься коллекторством только за юридическими лицами (при этом их учредителями не могут выступать кредитные организации, страховщики, государственные и муниципальные унитарные предприятия), зато допускает совмещение этого бизнеса с любыми другими законными видами предпринимательства. АРКБ, наоборот, считает, что собирание долгов, подобно банкингу и страхованию, должно быть исключительным видом деятельности для организации. По-разному в ассоциациях смотрят даже на определение коллекторства как такового. В АРКБ полагают, что оно не предусматривает возврат долга с помощью процедуры принудительного взыскания. НАПКА же не видит здесь препятствий.
Новый законопроект устанавливает и некоторые требования к финансовому состоянию коллекторов. Так, размер уставного капитала вновь регистрируемого агентства должен составлять не менее 1 млн рублей. Кроме того, НАПКА предлагает страховать риск профессиональной ответственности коллекторов перед должниками и кредиторами с лимитом не менее 10 млн рублей и заодно определяет, каким образом агент­ство может причинить вред своим «клиентам» и контр­агентам.
Законопроект НАПКА предполагает и кое-какие ограничения для коллекторов гуманистического свойства. Например, в случае принятия этого документа они не смогут беспокоить должника в период с 23.00 до 6.00. Мало того, если коллектор не знает, где в данный момент пребывает «подопечный» – в Мо­скве или, скажем, на Камчатке, – звонить ему он также не вправе. Кстати, если должник находится все-таки в столице, после звонка даже в 6.30 он все равно имеет право обратиться с жалобой, поскольку закон «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в городе Мо­скве» оберегает его сон в период с 23.00 до 7.00.
 

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль