Нельзя сворачивать инфраструктурные проекты

52
Предприниматели сталкиваются с проблемой принятия решений в условиях неопределенности даже в краткосрочной перспективе. Задача властей – предложить максимально понятные и комфортные условия хозяйствования.

 Союз регулярно проводит мониторинг, опрашивая руководителей предприятий, чтобы получить не статистические данные, а реальную картину происходящего в экономике. В январе в правительство отправили очередной доклад. Что мы видим?

Безработица растет. Если в августе 2008 года многие предприятия испытывали проблемы в получении новых кредитов и жаловались на сильный рост процентных ставок, то теперь такое положение дел стало чем-то привычным. А 75% руководителей крупных корпораций и средних предприятий в январе отметили в качестве основной проблемы снижение спроса на продукцию и неплатежи, от­сут­ствие оборотных средств. По состоянию на 11 февраля в органах службы занятости официально было зарегистрировано свыше 2 млн человек. Если воспользоваться методикой Международной организации труда, то в реальности это более 6 млн человек. И число оставшихся без работы, к сожалению, ра­стет. По нашим данным, около 40% всех опрошенных работодателей планируют в марте-апреле дальнейшее сокращение персонала или введение неполного рабочего времени и другие меры, которые снизили бы затраты на персонал.
РСПП настаивает на том, что нельзя сворачивать инфраструктурные проекты, несмотря на секвестирование федеральных инвестпрограмм. Боль­шин­ст­во губернаторов против. Инвестпроекты – это важнейшее условие создания дополнительного рынка труда и в целом создания спроса в экономике России. Кроме государства эту роль никто в нынешних условиях не сыграет. Нельзя урезать заложенные на инвестпрограммы расходы. Сокращение на рынке труда приведет к росту конкуренции среди работников и вызовет социальные проблемы, связанные в первую очередь с безработицей. Ведь многие предприниматели и без того прекратили наем работников. Особенно проблема касается небольших городов, где есть градообразующие предприятия. Такие субъекты остаются без источника заработка. В стране порядка 400 малых городов с одним-тремя предприятиями.

Экономия на всем. Чрезвычайно важно понять, что не так в экономике, чтобы суметь за­пу­стить структурные преобразования. В чем они состоят? Будут вынуждены уйти и уже уходят неконкурентоспособные компании, излишние посредники, которые не создавали никакого продукта, но влияли на рост цен и способствовали раздуванию пузыря. Второе: экономике придется ориентироваться на развитие отраслей с глубокой степенью переработки сырья в условиях падения цен на нефть. Третье: необходимо наконец добиться повышения энергоэффективности про­из­вод­ства. Все этим пытались заниматься, но получалось слабо, потому что столько лет жили и не тужили.
Но теперь ввиду обстоятельств вопрос об эффективности бизнеса стал первоочередным для всех компаний. Предприниматели принялись считать деньги, в этом плане кризис произвел отрезвляющий эффект. Но зачастую повышение эф­фек­тив­но­сти рассматривается как сокращение всего и вся. Прежде всего урезаются траты на консалтинг, рекламу, обучение, инжиниринг, ужесточается контроль за расходованием ресурсов, командировочных средств. В следующей группе мер – экономия на сырье и комплектующих, деятельность в условиях неполного рабочего времени и снижение заработной платы. Очень характерным явлением стали попытки реализовать программы по привлечению новых ресурсоэффективных технологий. И даже на 5% (по сравнению с октябрем 2008 года) произошло увеличение расходов на НИОКР, чего не было в последние месяцы. Некоторые компании реально задумываются об инвестициях в собственное развитие на посткризисное время.

Роль государства. Участие государства в бизнесе не должно рассматриваться как основной аспект политики по преодолению последствий кризиса. Речь должна идти об эффективности госсистемы управления, оптимальном администрировании, оперативном и качественном принятии решений, надо разбивать кредитные тромбы. Важнейшая роль здесь отводится гарантиям и поручительствам. Но, насколько известно, этот инструмент практически не работает. Для примера: в Европе до 50% ресурсов направлены на эти цели. Процентная ставка будет по-прежнему недоступна для всей экономики. На это есть объективные и субъективные причины. Что делать? Надо перегруппировать госресурсы для целей развития инструментария субсидирования процентных ставок на всех уровнях.
Далее – надо находить оптимальное сочетание как индивидуальной поддержки компаний, так и универсальных стимулирующих методов. Индивидуальные меры должны проводиться на основании прозрачных критериев – и только в случае, если универсальные меры не срабатывают. Прямая поддержка компаний оправданна, если сохраняется спрос на продукцию, которую производит предприятие.
Если акции переданы в обмен на помощь, то государство должно в меньшей степени предоставлять средства компаниям, а в большей – уделять внимание приоритетным инфраструктурным проектам. В случае, когда речь идет не о стратегическом предприятии, а о компании с недостаточно эффективным менеджментом, смена владельца на иностранного должна рассматриваться как приемлемая. Мы боимся отдавать ресурсы иностранцам, но иногда другого выхода нет.

Большие налоги опасны.
Компаниям-по­тре­би­те­лям должна быть предоставлена возможность заключения долгосрочных контрактов на поставку продукции, услуг естественных монополий; рост тарифов должен быть временно заморожен. В этом пока нет понимания между бизнесом и монополистами. А использование протекционистских мер должно быть жестко ограничено.
Надо отменить все возможные экспортные пошлины, кроме экспорта углеводородов. А также рассмотреть вопрос снятия пошлин на материалы, комплектующие, на оборудование, не производимое в России. Они необходимы для технологиче­ского укрепления промышленности.
РСПП считает, что надо отказаться от увеличения налоговой нагрузки в ближайшие два-три года. Следует притормозить замену единого налога на страховые выплаты. Сейчас не время увеличивать нагрузку, а эта инициатива предполагает увеличение финансовой нагрузки для работодателей с 26% до 34%. Наоборот, нагрузку надо снижать, уменьшение НДС хотя бы до 10% позволит высвободить примерно 500 млрд рублей, которые пошли бы на повышение ликвидности. И это была бы системная, некоррупционная антикризисная мера, которую наглядно по­чув­ст­во­ва­ла бы вся экономика в краткие сроки.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль