Ехать или шашечки?

39
Эта бессмертная фраза неизвестного одесского бомбилы приходит мне на ум всегда, когда я слышу истеричные призывы спасти российский автопром. Логика таких призывов всегда одинаковая: нельзя бросать отрасль, в которой занято столько людей.

Однако именно огромное количество работников – и есть главная проблема. Судите сами, в отрасли занято 750–800 тыс. человек. Для примера, в автопроме США трудятся 950 тыс. человек при объеме выпуска более 11 млн автомобилей в год. Таким образом, производительность труда у нас ниже американской в 4,5 раза, а по сравнению с Японией или Южной Кореей – в 6,4 раза. Значит, чтобы сохранить отрасль, необходимо выделять сред­ст­ва не на сохранение этого количест­ва работающих, а на сокращение их числа хотя бы до 200–250 тыс. Причем средств для этого понадобится даже меньше, чем сейчас собираются по­тратить на спасение российского автомобильного производства.

Борьба с иномарками.
К примеру, если планируемые 70 млрд рублей не кинуть в топку «спасения», а просто разделить на 550 тыс. человек, то получится по 127 тыс. руб., т. е. в течение года можно выплачивать дополнительное пособие в размере 10 600 руб. на человека в месяц. А за год уволенный должен найти новое место работы (может, даже с переездом), либо пройти переобучение, либо открыть свое дело. Не надо забывать, что именно массовая безработица во время Великой депрессии положила начало стремительному росту числа мелких и средних предприятий в США.
Сомнительным мероприятием, на мой взгляд, является также решение правительства о дотировании ставки по автокредитам, выданным на покупку отечественных автомобилей. Во-первых, любая помощь из средств налогоплательщиков должна быть возвратной. Иначе – несправедливо. В лучшем случае можно предоставить налоговый вычет, по аналогии с ипотечными кредитами. Во-вторых, более действенная мера – предоставление средств банкам для автокредитования на возвратной основе, а чтобы они снова не оказались вложенными в валюту, можно организовать такое фондирование в виде выкупа портфелей автокредитов, выданных после определенной даты. Еще более циничным мне кажется предложение ряда лоббистов вообще запретить льготные кредиты на иномарки, введя при этом дотацию на проценты по кредитам, направленным на покупку отечественной продукции. Наверное, следую­щим логическим шагом может быть введение в УК РФ статьи за приобретение иномарки.

Опыт США. Повышение же пошлин, как любая протекционистская мера, скорее всего, ударит в первую очередь по ее инициаторам. Против нас же. Многие страны уже высказали протест по этому поводу, и понятно, что этим дело не ограничится и они найдут, как асимметрично дать ответ; будет ли это очередное антидемпинговое расследование по какой-либо позиции нашего экс­пор­та или еще что-то – увидим. Но первые ласточки уже появились: непонятна теперь судьба производства концерна PCA в Калуге. Если план Саркози помощи французскому автопрому не будет пересмотрен под воздействием Еврокомиссии, то все иностранные производства (в том числе и в РФ) будут приостановлены, а инвестиции прекращены.
Любые попытки сделать эффективным про­из­вод­ст­­во директивным методом обречены на неудачу. В отсутствие конкуренции никто не будет совершать героических поступков в деле совершенствования предприятия. Только конкуренция может вынудить менеджмент и собственников компании на радикальные меры, призванные значительно улучшить эффективность и повернуться лицом к потребителю (а эта поза до сих пор не известна отечественному автопрому). Примером может послужить история: наслаждаясь отсутствием конкуренции на первоначальном этапе развития компании, Ford на протяжении 19 лет (с 1908 по 1927 год) выпускал модель Т, пока в 1928 году General Motors под руководством Альфреда Слоуна не одержала верх с Chevrolet K.
Попытки российского правительства создать тепличные условия для автопрома в условиях ужасающей неэффективности последнего могут окончательно погубить «пациента». Конкуренты, от которых наш автопром и так уже радикально отстал, за время кризиса значительно увеличат свою эффективность, у них просто нет другого выхода. Любая помощь, оказываемая западными странами автопрому, содержит два главных условия: возвратность вложенных средств с учетом процентов и увеличение эффективности. В этой связи вопрос о том, что же нам надо – ехать или шашечки, становится почти гамлетовским.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль