Автопром на обочине

97
Промышленность. Кризис подтвердил, что российский автопром недееспособен без помощи государства. Правда, власти до сих пор не предоставили самого необходимого – обещанных госгарантий по кредитам.

Гоночная команда «Автоваза» в подвешенном состоянии: она может не получить 4,5 млн евро на подготовку к бразильскому этапу чемпионата мира по кольцевым гонкам WTCC. На ближайшем заседании комиссия Минпромторга собирается рассмотреть целесообразность подобных расходов для компании, просящей у государ­ст­ва многомиллиардные субсидии.
«Автоваз» не одинок – из-за резкого падения спроса пострадали все производители авто. По данным Росстата, в январе 2009 года индекс промышленного производства снизился на 16% по сравнению с аналогичным периодом – январем прошлого года. Из-за периодических остановок конвейеров во всех автокомпаниях, в январе производство легковых машин рухнуло на 80%, а грузовиков на 74%.

 

Девальвация не помогает. Спрос на легковые автомобили в России резко упал еще в конце 2008 года. По мнению гендиректора «Камаза» Сергея Когогина, сжатие столь велико, что перебивает даже новообретенное конкурентное преимущество российских производителей перед импортерами из-за девальвации рубля. «Некоторые производители предполагают продажи на уровне 2 млн машин в 2009 году, но посмотрите – мы все, вместе с иномарками отечественной сборки, за первый месяц года продали чуть больше 100 тыс. новых легковых автомобилей», – сетует гендиректор «Автоваза» Борис Алешин. Точнее – 117 тыс. машин, что на 33% меньше 160 тыс. штук годом ранее. Начавшееся с января падение спроса на легковушки, по от­дель­ным пессимистичным прогнозам, в течение 2009 года продолжится и может снизиться еще на 25–40% от нынешнего уровня.
На убыль пошел не только платежеспособный спрос, но и банки сокращают объемы автокредитования, одновременно поднимая процентные ставки: Ernst & Young утверждает, что к декабрю 2008 года в среднем они выросли на 6–9%. Между тем именно кредиты были основным драйвером роста рынка: в течение трех лет продажи авто на заемные деньги росли на 80% ежегодно, а на наличные средства – лишь на 5%. По данным AEB, в 2008 году банки выдали автокредитов на $1,4 млрд, профинансировав почти половину всех покупок.
Спрос на грузовики упал менее существенно, хотя январь для коммерческого транспорта – не самый показательный месяц. По данным Ernst & Young, объем реализации грузовых автомобилей сократился на 2,5% в 2008 году – до 124 тыс. единиц. Виновато общее снижение инве­сти­ци­он­ной активности. Кроме того, сворачиваются лизинговые программы, по которым покупалось более половины автомобилей для коммерческого использования. Лизинговые компании, деятельность которых плотно завязана на банковское финансирование, ныне находятся на грани краха.

 

Много денег. «Российские автозаводы сейчас зависят от государства особенно сильно: поможет оно им или нет в обслуживании долга, пополнении оборотных средств и с госзаказом?» – говорит аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын. Аналитики «Траста» подсчитали, что «Автоваз», «Камаз», группа ГАЗ и «Соллерс» просят госгарантий по кредитам на 29,5 млрд рублей. С ноября 2008 года компании отрасли в общей сложности получили от ВТБ около 20 млрд рублей. Но денег нужно еще больше, и на длинные сроки. Только «Автовазу», по подсчетам гендиректора Бориса Алешина, в 2009 году по­требуется 47 млрд рублей для финансирования операционной деятельности. Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев подсчитал, что предбанкротному ГАЗу нужно для рефинансирования кредитов и пополнения оборотных средств около 36 млрд рублей. С публичного рынка «Автоваз», «Соллерс» и «Камаз» планируют привлечь в 2009 году 40 млрд рублей.
Власти не собираются оставлять один на один с кризисом отрасль, в которой занято около 10% экономически активного населения. Помимо девальвации рубля, благодаря которой повышается интерес к российским моделям из-за удорожания иномарок, к январю был сформирован пакет системной поддерж­ки отече­ст­венных автопроизводителей со стороны государ­ст­ва. Ничего подобного в отношении других отраслей вла­сти во время кризиса еще не предпринимали:

повышение таможенных пошлин на иномарки (с 25% до 30–35% на новые и до трех лет; на более старые до 50%);
установление льготного тарифа по коэффициенту 0,37 (вместо 0,75) от стандартной суммы железнодорожной перевозки автомобилей на расстояние от 1–3 тыс. км;
введение «Автоваза», группы ГАЗ, «Камаза» и «Соллерс» в список системообразующих предприятий;
обнуление на девять месяцев импортных пошлин на ряд автокомпонентов для промышленной сборки;
лизинговым компаниям, аффилированным с автозаводами, обещаны кредитные линии ВЭБа стоимостью не выше ставки рефинансирования ЦБ на срок до трех лет в объеме 43 млрд рублей;
2 млрд рублей пойдет на субсидирование ставок по автокредитам населению;
12,5 млрд рублей планируется предоставить ряду ведомств (включая Минобороны, Мин­здрав­соц­раз­ви­тия, МВД) для покупки автомобилей российских автопроизводителей.

 

Госгарантий нет. Правда, в полную силу заработали лишь меры, связанные с пошлинами и железнодорожными тарифами. Эффект от антикризисных мер, направленных на стимулирование спроса, носит отложенный характер. «Госгарантий до сих пор никто не получил. Механизм закупок существует, в планах автокомпаний программа забюджетирована, и, наверное, в течение года какие-то деньги придут, – говорит аналитик «Ренессанс Капитала» Андрей Марков. – Но субсидирование ставок по авто­кредитам не запущено: нет документов, предписывающих, как это делать. Та же ситуация с выделением кредитов лизинговым компаниям».
«Основная проблема – отсутствие оборотных средств. И если механизм госгарантий будет работать, то это позволит автозаводам как направить деньги на свои нужды, так и помочь поставщикам, дилерам», – говорит гендиректор «Соллерс» Вадим Швецов. Но даже наличие в списке антикризисных мер графы о предоставлении госгарантий не означает кредитов по приемлемым ставкам. «Своевременное получение средств разбивается о бюро­кра­тию, – говорит аналитик «Траста» Андрей Петров. – Компания приходит на правительственную комиссию, с нее требуют документы, где говорится, что банки готовы предоставить деньги. Но банки, в том числе и государственные, в свою очередь, без госгарантий деньги предоставлять не хотят. Зам­кнутый круг».
Банкам неинтересно выдавать кредиты: в период девальвации деньги выгоднее вложить в валюту. Кроме того, они учитывают нерадужные перспективы возврата автозаводами средств. Те же «Автоваз» или ГАЗ, учитывая прогноз дальнейшего падения спроса на авто, вряд ли смогут вовремя вернуть деньги. Даже с учетом госгарантий возврат денег может затянуться.

 

Опасные дилеры. Дополнительная проблема – автодилеры. «Заводы зачастую продавали автомобили в рассрочку. Теперь дилеры могут обанкротиться, и очень высок риск потери этого парка – он попросту может быть изъят за долги», – считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Геннадий Суханов.
У кредитных проблем дилеров двойная природа. Во-первых, они столкнулись с массовым затовариванием – иссяк денежный поток. Во-вторых, компании брали значительные кредиты, инвестируя их в строительство торговых центров и оборотный капитал. Автодилеры несколько предыдущих лет активно занимались региональной экспансией, а платежеспособный спрос в провинции на машины, очевидно, окажется гораздо меньше столичного. Теперь многие проекты «на вырост» окажутся невост­ребованными.
«Автозавод может сократить выпуск продукции, нарастить производство запчастей и как-то протянуть до лучших времен, – говорит Севастьян Козицын. – Дилеры полностью зависят от текущего спроса». Автозаводы могут воспользоваться трудностями дилеров, чтобы приобрести их по небольшой цене. «За счет этого производители могут иск­лю­чить лишнее звено на пути к потребителю и выйти на рынок сервиса, который более рентабелен, чем производст­во», – говорит Севастьян Козицын. По его данным, в докризисный 2007 год средняя рентабельность по чистой прибыли ритейлеров составляла 7–10%, автопроизводителей – лишь 5%.

 

 

 Дефолт

 Долговая ноша

 Задолженность «Соллерс», «Камаза», группы ГАЗ и «Автоваза» на конец 2008 года составляла около 105 млрд рублей.
Таким образом, по оценке «Тройки Диалог», соотношение долг/EBITDA для них на конец 2008 года составляло лишь 2. Но львиная доля этой суммы (86 млрд рублей) приходится на краткосрочный долг. Мало того, 78 млрд рублей должны нижегородское и тольяттинское предприятия (из них на краткосрочный долг приходится 55 млрд рублей). Проблема серьезная: 12 февраля «ГАЗ-Финанс» допу­стил техдефолт по оферте – к выкупу инвесторы принесли 98% облигационного выпуска на 5 млрд рублей. Группа готовится реструктурировать публичный долг с помощью Райффайзенбанка. «Все надеялись, что ГАЗу будет оказана своевременная гос­под­­дер­ж­­­­ка, трудности с лик­вид­но­стью у него были очевидны», – рассуждает Андрей Петров из «Траста». Но государ­ство на помощь так и не пришло. Кредиторы требуют возвращения долгов через суд. Альфа-банк уже подал иск на 71,2 млн рублей, «Магнитка» в связи с просроченной задолженностью по поставкам металла предъявила иск на 1 млрд рублей. Не спасают чиновники «Ижавто», принадлежащий группе «Сок». Автозавод с чистым убытком по РСБУ по итогам III квартала 2008 года в 47,8 млн рублей не смог найти 16 декабря 2 млрд рублей на выплаты по оферте.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль