Ренессанс «лоскутных» решений

71
Автоматизация. Рынок ERP-систем лихорадит: текущие проекты тормозятся, еще не начатые – откладываются. Кроме того, в моду снова входят узкоспециализированные решения, тесно взаимодействующие друг с другом.

 Типичная история последнего времени: интегратор занимался установкой ERP-системы в одной из торговых сетей. Работы регулярно оплачивались и были близки к завершению, когда заказчик внезапно решил пересмотреть техзадание из-за сокращения числа отдаленных магазинов. Соответ­ст­венно, внедрять систему там уже не требовалось. После переговоров стороны решили перенести сроки, включая оплату, на пять месяцев.
Позиции менеджмента многих компаний по автоматизации и так хаотично менялись, напоминая броуновское движение. С приходом кризиса ситуация ухудшилась: «Давайте просто бросим проект и вернемся к старой системе?», «А может, внедрить именно сейчас?», «ERP-система позволит сэкономить…» – диаметрально противоположные предложения не редкость для растерявшихся менеджеров компаний.
Когда можно останавливать внедрение ERP-системы? Без потери инвестиций – только до начала проекта, когда еще не выбран производитель, не закуплено оборудование и лицензии на прог­раммное обеспечение. Единственные потери – время. На этом этапе не поздно пересмотреть IT-стратегию. «Зачастую готовый комплексный программный продукт содержит избыточный функционал, необходимости в котором сейчас нет, – советует Дмитрий Прокофьев, директор отделения внедрения автоматизированных систем управления предприятием компании «Форс – Центр разработки». – Если в компании уже работают отдельные системы, то дешевле и быстрее бывает доработать их за счет «бесшовной» интеграции дополнительных модулей».

Перестраиваемся на лету. Но и после подписания контракта с интегратором не поздно изменить планы. На стадии консалтинга (описание и моделирование бизнес-процессов) не поздно пересмотреть перечень доработок и очередность внедрения модулей. «В любой ERP-системе есть базовый набор элементов – минимальная конфигурация, без которой система не может существовать. Все, что находится вне этой базовой конфигурации, может быть адаптировано, например, под требование о поэтапном внедрении», – объясняет исполнительный директор SAP СНГ Борис Вольпе. Отбирать несложно: сначала автоматизируются наиболее критичные направления. В кризис это контроль расходов (выбирается наименее прозрачная область в зависимости от направления деятельности компании), дебиторской задолженности. «Среди проектов, жизненно необходимых в кризис, оказываются системы, обеспечивающие жесткую финансовую дисциплину. Для их реализации бизнес будет вынужден искать финансирование», – подтверждает Дмитрий Прокофьев.
«Ланит» именно в кризис решил автоматизировать расчет НДС. «С 2008 года предприятиям разрешили платить НДС авансовым методом. Это выгодно, но документооборот вырос, что потребует дополнительных IT-решений», – поясняет президент холдинга Георгий Генс. Новые приоритеты влекут дополнительные расходы. Интересный пример – проект в компании «Зет». Система была готова к запуску, но кризис внес свои коррективы. Из-за неопределенности курсов валют понадобилась автоматизация многовалютного учета. Увеличились не только сроки проекта, но и стоимость работ.
Если процесс внедрения уже идет, то лучше продлить сроки. «Правильно изменить график проекта в целом. Например, пересмотреть порядок внедрения отдельных модулей, составив его таким образом, чтобы в первую очередь шло внедрение самого необходимого функционала, который легче, быстрее и дешевле всего реализовать и от которого сразу будет видна отдача», – советует Дмитрий Прокофьев. Среди заказчиков Columbus IT Russia есть компания, занимающаяся дистрибуцией изделий из стекла. «Ради сохранения проекта мы продлили для нее сроки реализации на шесть месяцев, – рассказывает генеральный директор интегратора Сергей Карпуничев. – В результате число наших специалистов на проекте снизилось, финансовая нагрузка сократилась.
Останавливать проект внедрения на стадии настройки системы и ее опытной эксплуатации вовсе смешно. «Заказчик потеряет средства, затраченные на закупку лицензий, закупку оборудования для уста­нов­ки системы, консалтинг», – комментирует директор по работе с клиентами компании «Эвола» Андрей Наполов. Потери от замораживания проекта – все сделанные ранее инвестиции. Вам кажется, что иного пути нет? Подумайте еще раз. «Сложно восстановить проектные ноу-хау, к моменту возобновления проекта могут смениться его участники: сотрудники заказчика, консультанты», – рассуждает Сергей Карпуничев. Потребуется повторная доработка системы. Затраты неизбежно увеличатся.

В темных тонах. «Рынок сохранит объем 2008 года либо незначительно вырастет», – считает Андрей Наполов. С ним не согласен Дмитрий Прокофьев. По мнению эксперта, в 2009 году темпы ро­ста рынка ERP-систем неизбежно снизятся. И только при наилучшем сценарии объемы этого сектора в 2008–2009 годах будут сопоставимы с объемами 2006–2007 годов. По оценке Бориса Вольпе, меняется характер спроса на бизнес-приложения. «Компании стали обращать внимание на системы управления рисками, финансами, ликвидностью, отношениями с клиентами, персоналом», – говорит он.
Рынок бизнес-приложений постепенно отходит от стандартизированного ПО в сторону узкоспециализированных систем. Объясняется эта тенденция совершенствованием возможностей интеграции. Поскольку каждый бизнес индивидуален, функ­ци­о­нал тяжелых дорогостоящих систем типа SAP ERP или Oracle E‑Business Suite зачастую невостребован. И «лоскутная» автоматизация, все элементы которой взаимодействуют между собой, дешевле и больше соответствует по­требностям клиента.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль