text
Открыть свежий номер журнала>> / Подписка за 22 308 13 990 руб! >> ✆ 8 (800) 550-07-98
Журнал

Оптимизация амбиций

  • 1 августа 2015
  • 44

Авиаперевозчик Sky Express, возглавляемый Мариной Букаловой, вынужден отказаться от планов по расширению своего присутствия на рынке в пользу тех направлений, которые будут рентабельными сразу.

 В 2008 году российские авиаперевозчики столкнулись с трудностями намного раньше компаний из других отраслей. В первом полугодии топливо подорожало в полтора раза, а ведь его стоимость примерно на 50% определяет конечную цену авиабилета. 
Для Sky Express проблема заключалась не только в том, что сама модель лоукостера имеет минимальный «запас прочности» на случай непредвиденного роста издержек. Перевозчик находился (и до сих пор находится) в инвестиционной фазе развития, к 2008 году были освоены $70 млн, бизнес-план предусматривал вложение еще $35 млн, однако безудержное удорожание керосина требовало от акционеров выделения дополнительных средств. Они оказались к этому не готовы.
Осенью добавились падение спроса и девальвация. Самолетный парк компании состоит из «Боингов-737», приобретавшихся в том числе через зарубежные лизинговые компании, так что доля валютных платежей в компании – су­щест­венная.
Традиционный антикризисный метод – оптимизация издержек – в случае с лоукостером не работает. «Нет у нас и сокращения персонала, – добавляет генеральный директор Sky Express Марина Букалова, – потому что и относительное количество сотрудников у нас сегодня наименьшее в России. В расчете на одного сотрудника мы перевозим 2800–3000 пассажиров, это больше, чем у любой другой российской компании. Для сравнения, у «Аэрофлота» соотношение составляет порядка 1000». Пришлось секвестировать амбиции.
Первоначальный бизнес-план предусматривал доведение парка до 13 самолетов к концу 2008 года. От покупки четырех пришлось отказаться, но и имеющиеся девять оказались незагруженными после того, как закрыли убыточные направления – например, Мо­ск­ва – Самара, где средняя занятость кресел составляла всего 50% (целевой показатель для компании – 70%).
Свободные самолеты решили использовать для чартерных перевозок. Тут у Sky Express имеется преимущество. «У «Трансаэро», которая достаточно плотно сидит на этом рынке, – объясняет Марина Букалова, – огромные самолеты – 747-е, они менее рентабельны, чем наши маленькие “Боинги”». По словам Марины, они планируют занять в этом сегменте долю порядка 30%. 
Еще один плюс, который она видит в сложившейся ситуации, заключается в том, что компания не пользовалась банковскими кредитами, а развивалась на деньги акционеров, поэтому, в отличие от других перевозчиков, Sky Express не нужно тратить все свои ресурсы на рефинансирование долгов.
А как же известное заявление экс-главы Росавиации Евгения Бачурина о наличии у компании огромной долговой нагрузки? «Это был такой наезд, – отмахивается Марина Букалова, – связанный, как мне кажется, с делом AiRUnion, потому что 1,5 млрд рублей – это на самом деле не такая большая долговая нагрузка. У наших конкурентов она значительно выше».
Корректировать бизнес-план заставляет и пессимистичный прогноз по рынку. Марина Букалова прогнозирует падение спроса в 2009 году до 10–15%.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Рекомендации по теме

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Мы в соцсетях
А еще:
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет меньше минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, войдите на сайт

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
Пожалуйста, войдите на сайт

Зарегистрируйтесь или войдите на сайт:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.