Оптимизация амбиций

44
Авиаперевозчик Sky Express, возглавляемый Мариной Букаловой, вынужден отказаться от планов по расширению своего присутствия на рынке в пользу тех направлений, которые будут рентабельными сразу.

 В 2008 году российские авиаперевозчики столкнулись с трудностями намного раньше компаний из других отраслей. В первом полугодии топливо подорожало в полтора раза, а ведь его стоимость примерно на 50% определяет конечную цену авиабилета. 
Для Sky Express проблема заключалась не только в том, что сама модель лоукостера имеет минимальный «запас прочности» на случай непредвиденного роста издержек. Перевозчик находился (и до сих пор находится) в инвестиционной фазе развития, к 2008 году были освоены $70 млн, бизнес-план предусматривал вложение еще $35 млн, однако безудержное удорожание керосина требовало от акционеров выделения дополнительных средств. Они оказались к этому не готовы.
Осенью добавились падение спроса и девальвация. Самолетный парк компании состоит из «Боингов-737», приобретавшихся в том числе через зарубежные лизинговые компании, так что доля валютных платежей в компании – су­щест­венная.
Традиционный антикризисный метод – оптимизация издержек – в случае с лоукостером не работает. «Нет у нас и сокращения персонала, – добавляет генеральный директор Sky Express Марина Букалова, – потому что и относительное количество сотрудников у нас сегодня наименьшее в России. В расчете на одного сотрудника мы перевозим 2800–3000 пассажиров, это больше, чем у любой другой российской компании. Для сравнения, у «Аэрофлота» соотношение составляет порядка 1000». Пришлось секвестировать амбиции.
Первоначальный бизнес-план предусматривал доведение парка до 13 самолетов к концу 2008 года. От покупки четырех пришлось отказаться, но и имеющиеся девять оказались незагруженными после того, как закрыли убыточные направления – например, Мо­ск­ва – Самара, где средняя занятость кресел составляла всего 50% (целевой показатель для компании – 70%).
Свободные самолеты решили использовать для чартерных перевозок. Тут у Sky Express имеется преимущество. «У «Трансаэро», которая достаточно плотно сидит на этом рынке, – объясняет Марина Букалова, – огромные самолеты – 747-е, они менее рентабельны, чем наши маленькие “Боинги”». По словам Марины, они планируют занять в этом сегменте долю порядка 30%. 
Еще один плюс, который она видит в сложившейся ситуации, заключается в том, что компания не пользовалась банковскими кредитами, а развивалась на деньги акционеров, поэтому, в отличие от других перевозчиков, Sky Express не нужно тратить все свои ресурсы на рефинансирование долгов.
А как же известное заявление экс-главы Росавиации Евгения Бачурина о наличии у компании огромной долговой нагрузки? «Это был такой наезд, – отмахивается Марина Букалова, – связанный, как мне кажется, с делом AiRUnion, потому что 1,5 млрд рублей – это на самом деле не такая большая долговая нагрузка. У наших конкурентов она значительно выше».
Корректировать бизнес-план заставляет и пессимистичный прогноз по рынку. Марина Букалова прогнозирует падение спроса в 2009 году до 10–15%.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль