Михаил Касьянов: «Валютная политика, безусловно, ошибочна»

79
Интервью. Бывший премьер-министр Михаил Касьянов полагает, что до дна кризиса еще очень далеко, а Россия начнет выходить из него намного позже, чем США и Европа.

Михаил Михайлович, что вы думаете о политике плавной девальвации, проводимой ЦБ? Может, правильнее было с самого начала допустить одномоментное резкое снижение курса национальной валюты?
– Валютная политика, проводившаяся правительством и Банком России в последнее время, безусловно, ошибочна. Свидетельством тому являются $200 млрд валютных резервов, которые были пущены по ветру за считанные месяцы. Судя по всему, довольно долго после очевидного изменения конъюнктуры – падения мировых цен на основную экспортную номенклатуру страны и массового оттока иностранного капитала – власти не верили или не хотели верить, что время простой политики и легких решений прошло. Таким образом, упустили время для плавной девальвации. Возникла необходимость срочно принимать решение по приведению обменного курса рубля в соответствие с новыми реалиями платежного баланса и постепенному переводу обменного курса в режим свободного плавания. Однако это сделано не было. Напротив, накачивая рынок ликвидностью, Банк России одновременно пытался удержать курс рубля. К сожалению, по­след­ст­вия такого непрофессионального поведения монетарных властей и утраты доверия к их действиям со стороны рынка уже обошлись очень дорого и будут еще долго давать о себе знать.

 

Обесценение рубля оказывает неоднородное воздействие на реальный сектор экономики: какие-то производства выигрывают, какие-то проигрывают. В нынешней ситуации какие эффекты перевесят: положительные или отрицательные?
– Безусловно, девальвация выгодна ряду отраслей экономики, однако я бы не стал переоценивать ее роль в нынешних условиях. Когда на рынке доминируют государственные и близкие к государству компании, когда конкурентные механизмы разрушены, позитивные эффекты девальвации могут проявиться в очень незначительной степени. К тому же возможности импортозамещения в большинстве отраслей вообще сейчас довольно ограниченны.
С другой стороны, негативные последствия, с точки зрения погашения валютных долгов российских компаний и удорожания инвестиционного и потребительского импорта, налицо. Стимулирование же экспорта сырья за счет девальвации еще более усилит доминирование в экономике сырьевых отраслей и сократит возможности для ее диверсификации.

 

Насколько опасен для России бюджетный дефицит, который может возникнуть уже в этом году? В чем, на ваш взгляд, заключаются риски?
– Бюджетный дефицит для России, в последние годы безудержно наращивавшей государственные расходы, крайне опасен. Я бы даже сказал, что это самое слабое место экономической системы на текущий момент и наибольшая угроза для макроэкономической стабильности. Власти уже признали, что дефицит в нынешнем году будет весьма значителен. И если не принять срочных мер, прежде всего по решительному урезанию раздутых неэффективных госрасходов, он может достичь 10% ВВП. Однако, поскольку обеспечение макроэкономической стабильности не является высшим приоритетом для руководства страны, шансы на принятие адекватных финансовых решений в нынешней по­ли­ти­че­ской конструкции не очень велики. Похоже, вла­сти решили испытать все – они быстро израсходуют накопленные за несколько лет резервы, потом выйдут на рынок за крупными и дорогими займами, ну а потом будут финансировать дефицит за счет эмиссии. Тем самым острые бюджетные проблемы не только не будут решены, они только усугубятся.
К сожалению, все это неизбежно. Такова плата за разрушение сдержек и противовесов в по­ли­ти­че­ской системе страны, за унижение представительной власти и лишение ее полномочий по влиянию на бюджетный процесс, за депрофессионализацию экономической политики.

 

Рост тарифов естественных монополий продолжается, несмотря на кризис. Что вы об этом думаете?
– Это очень серьезная ошибка. Несмотря на мои протесты, правительство Путина в мае подтвердило последнее решение правительства Зубкова об опережающем по сравнению с индексом цен повышении тарифов. Более того, даже острый эко­но­ми­че­ский кризис не смог заставить власть отказаться от повышения тарифов; их корректировка была иск­лю­чи­тель­но косметической. Причина в том, что интересы монополий для руководства страны гораздо ближе и важнее, чем интересы граждан и бизнеса. Одновременно подстегивая рост цен и сдерживая деловую активность, рост тарифов станет одним из ведущих факторов, сталкивающих экономику страны в стагфляцию.

 

Стоит ли государству пытаться поддержать экономику, компенсируя падение частного спроса (в частности, при помощи прямых госинвестиций в инфраструктуру)? Также усиливаются позиции в капиталах крупных компаний (в том числе через госкомпании и банки). В период кризиса это оправданно?
– Инфраструктурную активность государства в любом случае нужно было наращивать в докризисный период, а этого в должной мере сделано не было. Сейчас, когда кредитные источники обмелели и частные компании погрязли в долгах, начать фактически с нуля масштабную инфраструктурную программу у государства вряд ли получится. Адекватно заместить частный спрос госинвестициями во время кризиса нельзя. Во-первых, возможности государства все-таки намного меньше, чем у частного сектора. Во-вторых, частный спрос по своей структуре заметно отличается от государственного инфраструктурного. В-третьих, чисто по технологическим причинам – из-за наличия «узких мест».
Если во всем мире усиление активности го­су­дар­ст­ва в последнее время рассматривается, скорее, как неизбежное зло и повсеместно закладываются механизмы по его будущему выходу из экономики, у нас ситуация обратная: создание госкорпораций, а также иное явное и неявное госвмешательство в экономику достигло своего апогея гораздо раньше как стратегическое направление деятельности властей. По­сколь­ку общепризнанно, что качество государственного управления в России сегодня крайне низкое и продолжает снижаться, я не думаю, что усиление государственного влияния в экономике может принести какой-нибудь серьезный позитив.

 

Почему государству не удается повысить кредитную активность в частном секторе, в чем ошибка? И как сделать так, чтобы ликвидность, направляемая в экономику, шла в развитие, а не на спекулятивные операции?
– На самом деле банки действуют совершенно рационально, приобретая на предоставленную им централизованно ликвидность быстро дорожающую иностранную валюту. Если рыночные сигналы намеренно искажаются государством, не желающим признать ре­аль­ность в сфере валютной политики, пытающимся манипулировать курсами акций и вообще ведущим себя на редкость непредсказуемо, это еще не означает, что участники рынка готовы поверить в виртуальную реальность. Отсутствие у государства внятной и логичной экономической стратегии, откровенная враждебность государственных органов к частному сектору, недостаток доверия участников рынка к непоследовательным и непрозрачным действиям властей только усугубляют кризисную ситуацию и дестимулируют инвестиции в развитие.

 

Вы одобряете меры, которыми государство пытается помочь строителям? Автопрому?
– Государство в нынешней ситуации должно помогать не конкретным олигархам или отраслям, как оно делает, а обычным гражданам. Людям, в силу независящих от них обстоятельств оставшимся без работы и средств к существованию, оказавшимся не в состоянии погасить закладную, стремящимся сохранить или начать свой бизнес. Любая поддержка, оказываемая со стороны государства отраслям и предприятиям, должна быть: 1) прозрачной; 2) обусловленной достижением определенных целей; 3) временной; 4) платной; 5) не разрушающей конкурентной среды и не наносящей серьезного вреда другим людям и видам деятельности. Кроме того, эта помощь должна соответствовать общей логике экономической политики государства.
Очевидно, что государственная помощь, скажем, конкретным финансовым учреждениям («КИТ Финансу», Связь-банку и другим) или автопрому (в виде повышения пошлин на импортные автомобили) не отвечает большинству данных критериев и не может быть признана целесообразной. То же повышение пошлин на автомобили, которое власти отстаивали с пеной у рта, было фактически обессмыслено одновременно осуществленной девальвацией.

 

Каким образом противодействовать коррупции в России?
– Россия не является каким-то особым случаем. В борьбе с коррупцией не поможет ни чрезвычайщина, ни особые комиссии, спецслужбы, законы или экспертизы. Во всем мире для этого не придумано ничего лучше, чем политическая конкуренция, свободные СМИ, независимый суд, сильная представительная власть, сокращение государственного присутствия в экономике. Легко заметить, что по всем перечисленным мною параметрам за последние пять лет Россия откатилась далеко назад – так не стоит и удивляться очевидному усилению коррупционных тенденций.

 

Что самое неправильное было сделано после вашего ухода в 2004 году с поста председателя правительства?
– К сожалению, ошибок очень много. Посмотрите: с того времени не было реализовано ни одной реформы (если не считать печально знаменитую монетизацию льгот), а многие преобразования, начатые тогда, фактически свернуты, извращены или обращены вспять, как движение к вступлению в ВТО, реформа электроэнергетики или пенсионная реформа. Была разбалансирована ма­к­ро­э­ко­но­ми­че­ская стабильность, что теперь дало о себе знать. Планомерная работа в социальном секторе сменилась кампанейщиной, ориентированной на политический выхлоп. Государства в экономике теперь намного больше, и, наконец, правительство окончательно стало силой, враждебной по отношению к частному бизнесу.
Выбирать трудно, но в этом ряду я бы все-таки выделил именно отказ от пенсионной реформы как шаг, который будет иметь наиболее далеко идущие долгосрочные негативные последствия и в итоге обойдется стране очень дорого.

 

Когда, по вашим оценкам, будет пройдено дно кризиса в России?
– Сложно сказать. Ясно одно: до самого дна пока еще очень далеко. Думаю, что даже в США и Европе эта стадия еще не пройдена, а мы начнем выходить из кризиса намного позже.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль