Гигант шел семь лет

82
Американская сеть Wal-Mart наконец пришла в Россию. Сумеет ли крупнейший мировой ритейлер в условиях кризиса добиться того же успеха, что в США и Великобритании?

Первые разговоры о приходе Wal-Mart в Россию начались еще в 2001 году, когда ритейлер зарегистрировал брэнды Wal-Mart и Sam’s Club, всего в общей сложности 42 товарных знака. «С тех пор сеть более семи лет рассматривала возможность выхода на российский рынок, – говорит аналитик «Атона» Ксения Аношина. – И, похоже, сегодня этот момент настал». Помимо регистрации 100% дочерней компании ООО «ВМ истерн юроп хол­дингз, ЛЛК», Wal-Mart через нее вступил в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), которая считается главным лоббистом интересов ритейлеров. Кроме того, Wal-Mart активно приступил к набору персонала – в московском офисе уже работают более 50 менеджеров.

Кризисный дисконт.
Американский ритейлер не случайно решил начать свой бизнес в России именно сегодня. Во-первых, мировой кризис только укрепил финансовые возможности компании: в ноябре прошлого года оборот американского подразделения Wal-Mart вырос на 3,4%, а выручка Asda, британского дивизиона Wal-Mart, за последний квартал 2008 года увеличилась на 6,7%. Во-вторых же, по словам директора Prosperity Capital Management Алексея Кривошапко, себестоимость строительства новых магазинов в России сегодня снизились более чем на 40%. В частности, если до кризиса инвестиции в приобретение земли и строительство гипермаркетов составляли $300–500 и $1–1,1 тыс. за 1 кв. м со­от­вет­ст­вен­но, то сегодня эти цифры снизились до $50–100 и $600. Наконец, на руку Wal-Mart сыграет и то об­сто­я­тель­ст­во, что сейчас интерес рос­сий­ских потребителей активно смещается в сторону малобюджетных магазинов. «В конце декабря – начале января посещаемость «Пятерочки» выросла на 10%», – довольно потирает руки главный исполнительный директор X5 Retail Group Лев Хасис. По словам же гендиректора Essen Production (брэнд «Махеевъ») Леонида Барышева, продажи продуктов его компании в бюджетной сети «Магнит» осенью выросли на 30%.
Что же касается самого Wal-Mart, то о своих планах в России сеть пока не распространяется. Однако известно, что Credit Suisse консультирует ритейлера на предмет покупки перспективных розничных сетей. На кого ляжет выбор американского ги­ган­та? «С 80-процентной вероятностью это будет пи­тер­ская «Лента», – прогнозирует президент консалтингового агентства «Качалов и партнеры» Игорь Качалов. – Во-первых, модель бизнеса компании очень напоминает Wal-Mart, а во-вторых, цена покупки «Ленты» сегодня будет минимальной, что обусловлено как обесцениванием активов в условиях кризиса, так и проблемами в работе «Ленты» из-за споров акционеров». Действительно, приобретение «Ленты» видится весьма выгодным вложением средств, особенно на фоне того, что в прошлом году оборот этой сети гипермаркетов вырос на 30,7% и составил $2,04 млрд. Другое дело, что сама «Лента» продаваться категорически не хочет. «В сегодняшних экономических условиях мы на это не пойдем», – уверен председатель совета директоров «Ленты» Стивен Огден.

Поглощай и властвуй.
В свою очередь, Ксения Аношина полагает, что Wal-Mart стоит остановить свой выбор на «Седьмом континенте»: во-первых, компания имеет прочные позиции на столичном рынке, а во-вторых, у сети недостаточно денег, чтобы в скором времени погасить облигационный заем на 7 млрд рублей, из-за чего ритейлер может быть продан со значительным дисконтом. Официального комментария «Седьмого континента» о возможной сделке с Wal-Mart получить не удалось. Наконец, по словам источника «Ф.» в АКОРТ, Wal-Mart ведет переговоры о создании совместного предприятия с X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), причем российская сторона якобы внесет свою долю имеющимися активами, а американская будет инвестировать в дальнейшее развитие гипермаркетов.
«Чисто теоретически рассуждать о различных вариантах СП мы готовы, но практически о чем-либо говорить преждевременно», – уклончиво комментирует Лев Хасис. Что ж, на какую из российских сетей падет выбор крупнейшего мирового ритейлера и будет ли подобный шаг эффективным, узнаем уже через год – по наблюдениям аналитика «Финама» Максима Клягина, именно столько времени обычно занимает период между регистрацией юрлица и началом реальной торговой деятельности конкретного оператора.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль