Правда и вымысел региональных финансов

54
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Рейтинг. Перекройкой бюджетов в этом году будут заниматься повсеместно, особенно в тех регионах, где кризис разглядели слишком поздно.

Правда и вымысел региональных финансов

 

«Ф.» представляет второй ежегодный рейтинг, в котором регионы выстроены по объему плановых бюджетных расходов в расчете на душу населения. Первый был опубликован в начале прошлого года (№ 4, 2008). При поверхностном рассмотрении разница между двумя списками не слишком заметна. Десятка лидеров почти не изменилась: в ней, как и год назад, расположились все крупные нефтегазовые регионы и обе столицы. Не стало неожиданностью и то, что эту группу богатых регионов изрядно «разбавляют» представители Дальнего Востока, сильно зависящие от поступлений федеральных денег. Такова уж специфика их экономики: в ней очень высока доля отраслей, которые в местных условиях просто не могут работать без бюджетного финансирования (в первую очередь строительства, энергетики и ЖКХ), а также госуправления и социального обеспечения. При этом населения в таких регионах, как правило, немного, что и обеспечило им высокие места в рейтинге «Ф.».

Вилами по нефти. Наполняемость бюджетов – одна из главных экономических интриг наступившего года. Слово «секвестр», казалось, давно стертое из памяти государственных финансистов, начало возвращаться в обиход еще в конце прошлого года, когда многие бюджеты едва успели получить одобрение в областных, краевых и республиканских парламентах. Насколько реалистичными окажутся прописанные в законах планы по налоговым сборам, сейчас не ведомо никому, включая тех, кто их верстал.
Правда жизни может оказаться суровой для бюджетов регионов, оказавшихся в лидерах рейтинга. Очевидные риски связаны со стоимостью углеводородного сырья на мировом рынке. «По нашим расчетам, при цене $50 за баррель нефти мы теряем около 40% бюджета, а при цене $30 – около 52%. Мне непонятно, почему среди тех территорий, которые нуждаются в поддержке государства, нет Ханты-Мансийского автономного округа», – посетовал в конце декабря губернатор ХМАО Александр Филипенко. В Тюменской области, где налоги на прибыль и добычу полезных ископаемых обеспечивают около 80% поступлений в казну, власти также предвидят ухудшение ее наполняемости и готовы корректировать расходы. Губернатор Сахалина Александр Хорошавин предварительно оценивал потери областного бюджета от падения цен на нефть в 5–6,5 млрд рублей из предусмотренного в законе 41 млрд.
В лучшем положении Ненецкий автономный округ, «бронзовый призер» рейтинга. В прошлом году Архангельская область забрала у региона часть полномочий, отошли в ее казну и доходы от НДПИ и налог на прибыль. Теперь главная доходная статья скромного по абсолютным размерам бюджета НАО – налог на имущество, а его сборы, очевидно, в наименьшей степени по­страдают от ухудшения конъюнктуры на сырьевых рынках.

Столичные штучки. Едва ли обойдутся без существенной корректировки бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга. Власти Северной столицы уже успели внести поправки в свой главный финансовый документ, и готовы продолжать. «Работа по сокращению бюджета Санкт-Петербурга на 2009 год будет продолжаться весь в следующий год, – пообещал руководитель профильного комитета Законодательного собрания Владимир Барканов. В Ленинградской области вообще поступили оригинально: уже принятый бюджет отменили и написали новый, с более скромными параметрами и, что важно, меньшим дефицитом – 1,8 млрд рублей против почти 6 млрд в первоначальной версии. В другом регионе-сателлите – Подмосковье – бюджет прошел понижательную корректировку в декабре, в результате чего его доходная часть сократилась на 20 млрд рублей с лишним.
У столичной мэрии в законе обозначены поистине ошеломляющие ориентиры: доходы чуть ниже 1,4 трлн рублей и расходы без малого 1,5 трлн рублей. Если привести подушевые расходы к среднероссийскому уровню цен, получится почти 100 тыс. рублей на человека, обеспечившие столице «серебро» в рейтинге. Но в том, что кризис обязательно отразится на поступлениях в казну, сомневаться не приходится. Ведь почти половину из них Москва рассчитывает получить в виде налога на прибыль и еще более трети – это налог на доходы физлиц. Компании в этом году наверняка заработают меньше (львиная доля платежей приходится на стройкомплекс и нефтегазовый сектор), а люди при благоприятном раскладе лишь сохранят стабильный уровень номинальных доходов. Любопытно то, что через Мосгордуму бюджет прошел уже в несколько подрезанном виде, и к заключительному чтению его уже называли «кризисным». Под Новый год Юрий Лужков распорядился приостановить премирование московских госслужащих, увеличение размеров ежемесячных надбавок к их окладам и присвоение классных чинов, а также сократить расходы на загранкомандировки, транспортные расходы и канцтовары. Тем не менее, доходы, запланированные на 2009 год, почти на 20% превышают полученные за 11 месяцев 2008-го. К тому же в московском бюджете по-прежнему предусмотрены расходы, плохо сочетающиеся с принципами экономии: например, 357 млн рублей на строительство дома отдыха на берегу Мертвого моря в Израиле.

Смелые фантазии. Впрочем, сверстанный московскими властями финплан – это еще не верх оптимизма, если сравнивать с другими регионами. В Ярославской области в бюджет на 2009 год заложили на 62% больше доходов, чем собрали за 11 месяцев 2008-го. В Московской и Костромской областях, а также Камчатском крае этот отрыв более 40%. Версий напрашивается всего две: либо в регионах с «оптимистичными» бюджетами действительно не видят повода для беспокойства (что было бы странно), либо признают, что в нынешней ситуации неопределенности планирование доходов – пустая трата времени. Последний аргумент трудно отрицать: ведь и федеральный бюджет пока исходит из средней цены нефти $95 за баррель. Тем не менее, ведомство Алексея Кудрина настойчиво рекомендовало регионам в первом квартале 2009 года финансировать только первоочередные расходы. «Не все понимают, что нас ждет в 2009 году, – сетовал в середине декабря замглавы Минфина Антон Силуанов. – Некоторые по-прежнему ждут запланированных доходов или планируют заимствования на покрытие дефицита».
Впрочем, многие, записав высокие прогнозы, держат в уме совсем другое. Например, власти Ростовской области в начале января сообщили, что из-за сокращения поступлений от налога на прибыль бюджет может недополучить около 20 млрд рублей, а это пятая часть всех намеченных доходов. В Костромской области решили, что если произойдет недовыполнение плана по доходным источникам на начало каждого квартала больше чем на 10%, то определенные статьи расходов, за исключением защищенных, финансироваться не будут. Оптимистичный бюджет Нижегородской области (он был принят еще в октябре) может недосчитаться около 19 млрд рублей (около 20% доходов), поэтому расходы, по словам главы регионального Заксобрания Виктора Лунина, могут быть сокращены примерно на ту же сумму.

Кризис в законе. Справедливости ради отметим, что многие субъекты федерации отразили в бюджетах свои нерадостные ожидания в полной мере. В 18 регионах прогнозируемые на 2009 год поступления ниже фактических бюджетных доходов за январь-ноябрь 2008-го. Особенно закономерным выглядит пессимизм регионов, специализирующихся на металлургии и горнодобывающих производствах: их экономики ощутили удар кризиса в числе первых. В конце декабря законодатели Липецкой области урезали планы по сборам в казну почти на 6 млрд рублей, в результате чего осталось только 22,3 млрд. В Белгородской области доходы в окончательной версии бюджета «похудели» по сравнению с первоначальными проектировками почти в полтора раза. В обоих случаях главной причиной был ожидаемый недобор налога на прибыль. Показательно, что эти регионы испытали сильнейшее падение в рейтинге «Ф.». Белгородская область по показателю расходов на душу населения в прошлом году была на достойном 15-м месте, а в нынешнем откатилась на 35-е, Липецкая – переместилась с 36-й строчки на 67-ю.
    Среди «пессимистов» особняком стоит Чечня. Здесь бюджет почти полностью складывается из поступлений от федерального центра, и скромность бюджетного планирования имеет свою специфику. В конце 2007 года республиканское правительство сверстало бюджет на 2008-й с доходами 31 млрд рублей, и это уже тогда поставило ее бюджет на высокое 15-е место в рейтинге «Ф.». Но в середине лета федеральные власти добавили еще 28 млрд рублей, которые начали поступать только в ноябре. Если бы эти корректировки были учтены в прошлогоднем рейтинге, Чечня вошла бы в десятку лидеров. Правда, в наступившем году консерватизм прогнозов чеченского бюджета может по объективным причинам оказаться ближе к действительности.
Разумеется, руководители всех регионов, занятых урезанием бюджетных параметров, уверяют, что социальные статьи останутся нетронутыми. Секвестр коснется только инвестиционных проектов, часть из которых придется заморозить. Удастся ли сдержать эти обещания? В 2009 году  поступления в региональные бюджеты от налога на прибыль сократятся на 25–30%, а от налога на доходы физлиц – на 5–10%, предупредил Антон Силуанов, добавив, что эти статьи обеспечивают 70% налоговых доходов. Впрочем, многое будет зависеть не только от самочувствия региональных экономик, но и от федеральных властей. А они планируют пересчитать свой бюджет исходя из среднегодовой цены нефти в $41 за баррель.

 

 Рейтинг бюджетов российских регионов

Место

Регион

Численность населения, тыс. человек

Доходы бюджета, млрд рублей

Расходы бюджета, млрд рублей

Профицит (+)/дефицит (-) бюджета, млрд рублей

Расходы бюджета на душу населения, тыс. рублей*

             

1

Чукотский автономный округ

50

11,3

13,1

-1,7

129,6

2

Москва

10470

1387,1

1462,0

-74,9

98,9

3

Ненецкий автономный округ

42

5,3

6,3

-1,1

94,3

4

Тюменская область

1325

110,3

135,0

-24,7

81,2

5

Санкт-Петербург

4568

377,1

397,2

-20,1

80,0

6

Ямало-Ненецкий автономный округ

543

55,9

63,6

-7,6

77,3

7

Ханты-Мансийский автономный округ

1505

140,5

158,5

-18,0

75,7

8

Магаданская область

166

14,5

15,0

-0,5

64,7

9

Республика Саха (Якутия)

951

80,3

79,1

1,1

61,0

10

Сахалинская область

519

40,8

42,9

-2,2

56,0

11

Камчатский край

346

30,7

31,4

-0,7

53,5

12

Республика Алтай

207

9,2

9,4

-0,2

47,0

13

Республика Тува

312

13,2

13,2

0,0

45,6

14

Красноярский край

2890

115,6

135,2

-19,6

44,6

15

Московская область

6673

284,0

284,0

0,0

39,8

16

Республика Коми

968

39,6

43,7

-4,1

38,8

17

Архангельская область

1230

46,5

51,6

-5,1

38,6

18

Вологодская область

1223

43,1

46,4

-3,3

37,4

19

Чеченская Республика

1209

38,3

38,6

-0,3

36,7

20

Республика Карелия

691

21,7

23,2

-1,6

33,6

21

Республика Бурятия

960

31,6

31,6

0,0

33,1

22

Костромская область

697

18,2

19,5

-1,3

32,7

23

Ярославская область

1315

38,8

38,8

0,0

32,4

24

Новгородская область

652

18,2

20,1

-1,9

32,4

25

Республика Татарстан

3763

99,7

99,7

0,0

32,0

26

Мурманская область

851

33,3

35,0

-1,7

32,0

27

Нижегородская область

3360

97,7

103,3

-5,5

31,5

28

Новосибирская область

2636

79,3

82,4

-3,1

31,4

29

Кемеровская область

2824

67,0

73,2

-6,2

30,7

30

Томская область

1035

30,0

32,2

-2,2

30,2

31

Республика Мордовия

840

19,5

20,7

-1,2

30,2

32

Калужская область

1006

26,4

27,3

-0,8

30,0

33

Самарская область

3173

91,4

99,2

-7,8

29,2

34

Калининградская область

937

28,8

29,7

-0,8

29,0

35

Белгородская область

1519

34,1

37,3

-3,2

28,7

36

Амурская область

870

26,0

27,2

-1,1

28,4

37

Республика Хакасия

537

12,6

14,0

-1,4

28,2

38

Ленинградская область

1633

43,9

45,7

-1,8

27,9

39

Забайкальский край

1119

28,3

28,7

-0,5

27,7

40

Курганская область

960

21,8

23,4

-1,6

27,6

41

Республика Башкортостан

4053

87,6

93,6

-6,0

27,3

42

Алтайский край

2508

55,4

58,9

-3,5

27,2

43

Республика Ингушетия

500

11,9

11,9

0,0

27,1

44

Хабаровский край

1404

44,8

48,9

-4,1

27,0

45

Тульская область

1566

33,2

37,1

-3,9

27,0

46

Удмуртская Республика

1533

33,8

33,8

0,0

26,7

47

Республика Марий Эл

703

13,9

15,0

-1,2

26,3

48

Еврейская автономная область

186

5,5

5,5

0,0

26,1

49

Астраханская область

1001

21,6

23,0

-1,4

26,1

50

Чувашская Республика

1283

25,2

27,7

-2,5

25,7

51

Саратовская область

2584

55,4

55,4

0,0

25,6

52

Оренбургская область

2119

39,9

45,3

-5,4

25,6

53

Кабардино-Балкарская Республика

891

18,9

18,9

0,0

25,6

54

Кировская область

1413

29,4

32,3

-2,9

25,6

55

Волгоградская область

2609

57,6

60,7

-3,1

25,5

56

Иркутская область

2508

60,4

61,7

-1,4

25,4

57

Свердловская область

4396

109,4

109,4

0,0

25,1

58

Смоленская область

983

19,8

22,1

-2,4

25,0

59

Рязанская область

1165

24,9

27,9

-3,0

25,0

60

Ростовская область

4254

99,7

101,8

-2,0

24,9

61

Псковская область

705

14,1

16,0

-1,9

24,8

62

Тамбовская область

1106

21,9

23,4

-1,5

24,0

63

Тверская область

1380

28,6

31,7

-3,1

24,0

64

Республика Дагестан

2688

54,6

54,6

0,0

24,0

65

Пензенская область

1388

26,5

28,4

-1,9

24,0

66

Владимирская область

1449

31,7

33,5

-1,8

24,0

67

Липецкая область

1169

22,3

25,0

-2,7

23,8

68

Орловская область

822

15,2

16,0

-0,7

23,7

69

Брянская область

1308

25,0

26,3

-1,3

23,6

70

Пермский край

2718

56,0

65,9

-9,9

23,5

71

Карачаево-Черкесская Республика

427

8,2

8,4

-0,2

23,3

72

Ивановская область

1080

22,6

22,6

0,0

23,0

73

Курская область

1162

22,9

24,1

-1,2

22,7

74

Республика Северная Осетия

702

12,2

12,8

-0,6

22,6

75

Омская область

2018

35,2

38,6

-3,4

22,3

76

Воронежская область

2280

45,5

47,7

-2,1

22,0

77

Республика Адыгея

441

8,5

8,9

-0,4

22,0

78

Краснодарский край

5122

105,0

106,4

-1,4

21,9

79

Ульяновская область

1312

22,2

24,4

-2,2

21,7

80

Республика Калмыкия

286

5,1

5,3

-0,2

21,4

81

Приморский край

1996

48,8

51,2

-2,4

20,8

82

Ставропольский край

2705

53,2

53,2

0,0

20,1

83

Челябинская область

3511

62,5

62,5

0,0

19,7

* Показатель скорректирован по уровню цен в регионах (см. методику).
Источник: «Ф.»

 

 

Методика

Как составлен рейтинг

Места регионам присваивались исходя из объема рас­ходов региональных бюджетов в расчете на душу населения.
За основу были взяты показатели, запланированные в бюджетах на 2009 год, данные об их основных параметрах публикуются в законах соответст­вующих субъектов федерации. Чтобы сделать объемы расходов более сопоставимыми, «Ф.» скорректировал их с учетом различий в уровнях цен в разных регионах. С этой целью использовались публикуемые Росстатом данные о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг в субъектах федерации на конец 2008 года. В качестве базового показателя было взято значение стоимости этой корзины в среднем по России. Источник данных о численности населения в регионах (на начало 2008 го­да) – Росстат.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль