Стоп, машина!

52
В наступившем году российский авторынок, по различным оценкам, сократится на 19–40%. Кто из автопроизводителей больше других пострадает от продолжающегося финансового кризиса?

Если смотреть на голые цифры, характеризующие развитие российского авторынка в минувшем году, то на ум поневоле приходит выражение «пир во время чумы». Еще бы: в 2008 году автомобильный рынок стал одним из немногих в стране, который не только не показал отрицательную динамику, но и продемонстрировал более чем внушительные темпы развития. Судите сами: согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в 2008 году в России было продано 2,08 млн иномарок, что на 26% больше, чем годом ранее. При этом лидером года по продажам стала марка Chevrolet (235,5 тыс., рост 24%), второе место занял Hyundai (192,7 тыс., 30%), третье – Toyota (190 тыс., 31%). А если учитывать, что, по данным ИФК «Метрополь», в России в 2008 году было продано около 700 тыс. отечественных авто, то с учетом иномарок российский авторынок прочно занял второе место по объему в Европе, уступив только традиционному лидеру – Германии – с ее 3 млн машин. «Если рассматривать ситуацию в целом, то мы очень довольны итогами года», – оптимистично резюмирует гендиректор «Фольксваген груп рус» Мартин Ян. Тем более, что, по данным аналитического агентст­ва «Автостат», средняя стоимость одного автомобиля, реализованного на российском рынке в прошлом году, составила $22 тыс., что на 14% больше показателя 2007 года.

Насколько упадут продажи?
Однако на перспективы наступившего года игроки смотрят уже не так оптимистично. По прогнозу АЕБ, в 2009 году продажи машин в России могут откатиться на уровень 2006-2007 годов: аналитики Ассоциации называют цифру в 2,4 млн новых машин, что на 19% меньше, чем в 2008-м. «Это усредненный показатель – его мы получили на основе прогнозов продаж всех моделей производителей, входящих в нашу Ассоциацию», – объясняет методику подсчета Мартин Ян. Однако большинство аналитиков полагает, что цифра падения будет намного существеннее. «Не удивлюсь, если продажи упадут до 1,8–1,5 млн машин», – говорит директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Падение авторынка в 30–40% предрекает и аналитик БКС Севастьян Козицын: «Это произойдет из-за обвала рынка кредитования, массовых увольнений и сокращения зарплат». А по мнению замначальника аналитического департамента «Арбат Капитала» Алексея Павлова, свою роль в падении рынка сыграет и стремительная девальвация рубля. «Она, как и повышение таможенных пошлин, приведет к существенному росту цен на импортные автомобили в рублевом выражении, – рисует черное будущее автодилерам Алексей Павлов. – А если к этому добавить сворачивание банками программ по авто­кредитованию, то продажи иномарок могут и во­все снизиться в два раза».

«Автоваз» в предвкушении. Какие же автопроизводители будут чувствовать себя хуже других на фоне общего кризиса продаж в 2009 году? «Сильнее всего просядет средний сегмент, то есть машины, стоимость которых начинается от $20 тыс., – полагает Сергей Целиков. – Поэтому таким маркам, как, например, Mitsubishi и Peugeot/Citroen, я бы сегодня не позавидовал». А вот дорогие модели и премиум-класс, по мнению эксперта, в наступившем году сохранят свои рубежи, хотя и роста в этих секторах ждать не стоит. «Что же касается дешевых бюджетных иномарок ценой $12–14 тыс., то спрос на них наверняка увеличится, – предрекает Севастьян Козицын. – Поэтому такие марки, как Renault, наверняка существенно улучшат свои позиции на рынке».
Но больше всего от нынешнего кризиса, похоже, выиграет «Автоваз». Опрошенные «Ф.» эксперты в один голос отмечают, что волжский автозавод сегодня находится в более выгодных условиях, чем его конкуренты, учитывая дешевеющий рубль и анонсированную государством программу поддерж­ки покупателей недорогих автомобилей отечест­венной сборки. «Продажи «Автоваза» в текущем году наверняка останутся на уровне 2008‑го, но из-за девальвации рубля и увеличения цены ввозимых из-за границы иномарок его доля на россий­ском рынке может увеличиться с 23% до 30–35%», – полагает Сергей Целиков.

 

Топ-10 лидеров российских автопродаж в 2008 году

Место

Брэнд

Продано, шт.

Рост за год, %

1

Сhevrolet

235466

24

2

Hyundai

192719

30

3

Toyota

189966

31

4

Ford

186828

6

5

Nissan

146547

26

6

Mitsubishi

111567

11

7

Renault

108070

7

8

Opel

98800

49

9

Daewoo

95510

5

10

Honda

89152

131

Источник: АЕБ

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль