Квас вместо сока

66
Пищепром. Среди «спросоустойчивых» компаний потребительского сектора выделяются свои «хромые утки». Так, производители соков могут сущест­венно пострадать от снижения доходов населения.

Аналитики позитивно оценивают перспективы компаний пищевой промышленности, несмотря на кризис: есть и пить люди хотят вне зависимости от неурядиц в экономике. Тем не менее, некоторые виды товаров могут оказаться менее востребованными. Например, соки – явно не продукт первой необходимости.

На одной линии. Особенно сильно кризис ударит по по­треблению премиальных марок. Ясно, что падения уровня жизни в 2009 году избежать не удастся. «Пока мы не наблюдаем резкого переключения потребителей на дешевые соки», – уклончиво отвечает заместитель гендиректора по экономике и финансам компании «Нидан» Михаил Подлазов. Значит ли это, что премиум-продажи не снижаются? Вовсе необязательно. Люди, привыкшие пить качественный сок, скорее станут реже его приобретать, чем покупать в прежних количествах более дешевые марки.
Тем не менее, «Нидан» рапортует об усилении позиций экономичных брэндов в портфеле и фокусировке на продажах и продвижении соков «Моя семья». А вот представитель «Лебедянского» Александр Костиков заявляет: ассортиментная политика компании пока не меняется – и без того две трети продаж приходится на низкоценовой сегмент. «К счастью, мощности позволяют чередовать производство различных продуктов», – отмечает аналитик «Брокеркредитсервиса» Татьяна Бобровская. Но увеличение в продажах доли недорогой продукции приведет к серьезному ухудшению показателей рентабельности.

Болевые точки. Риски потерь для соковых компаний кроются не только в характере продукции. Во-первых, товаропроизводители в принципе находятся в менее выгодном положении, чем те же розничные сети. С одной стороны, они не получают прямых кредитов от госбанков. С другой, вынуждены сами предоставлять отсрочку платежа торговым сетям, и при этом как-то обеспечивать финансирование оборотного капитала. Мало того, финансово устойчивые и платежеспособные розничные компании просят благоприятные условия расчетов и существенные скидки от поставщиков. Отказать им нельзя, соответственно, возрастают риски ухудшения дебиторской задолженности.
Во-вторых, производители соков наиболее уязвимы к девальвации рубля. Снижение курса будет давить как на выручку, так и на затраты – значительную часть сырья компании закупают по долларовым ценам. Так, по оценкам аналитиков Альфа-банка, у «Вимм-Билль-Данна» примерно треть себестоимости приходится на товары, номинированные в американской валюте, и эту зависимость трудно хеджировать. Эксперты прогнозируют, что компании будут стремиться компенсировать рост затрат на сырье повышением цен на продукцию. «Но если они попытаются переложить рост себестоимости продукции на потребителя, – рассуждает аналитик Банка Москвы Сабина Мухамеджанова, – очевидно, спрос резко упадет». Сохранить уровень продаж можно, но расплатой за них будет низкая рентабельность.


Дилемма. Что же выберут производители: стабильные продажи или маржу? Александр Костиков заявил: будем искать «золотую середину». По мнению Татьяны Бобров­ской, часть повышения цен на сырье переложить на покупателей придется: реальный сектор зажат со всех сторон. В докризисные времена активно использовались долговые инструменты финансирования. И 2009-й–2010-й годы – период основных погашений кредитов. Кроме того, торговые сети и оптовики зачастую задерживают поток «живых денег». «Сохранить определенный уровень рентабельности необходимо для выживания, чтобы генерировать средства для обслуживания долга и пополнения рабочего капитала», – полагает Татьяна Бобровская. Но ценовая агрессия может привести к потере лояльности и без того запуганных покупателей. А ведь зарабатывать ее в условиях жесткой конкурентной борьбы до сих пор было непросто. «Не зря говорят, кризис – хорошее время для наращивания доли рынка, – отмечает Сабина Мухамеджанова. – Можно усилиться на ошибках конкурентов. Компании будут очень аккуратно подходить к повышению цен».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль