Военная тайна

64
Бюджет. В 90-е деградацию армии объясняли нехваткой финансирования. Расходы на оборону выросли, но вооруженные силы по-прежнему слабы.

Наши решительные действия по отражению грузинской агрессии показали, что Россия способна защитить своих людей и свои национальные интересы, а ее Вооруженные силы боеспособны и профессиональны», – заявил в сентябре президент Дмитрий Медведев. Однако еще в августе, сразу по окончании боевых действий в Южной Осетии, советник президента и бывший командующий 58-й армией СКВО генерал-полковник Геннадий Трошев выступил с резкой критикой качества вооружения армии. В частности, его возмутило отсутствие средств подавления ПВО и систем управления противника. В результате было сбито несколько российских самолетов, включая дальний сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М.
На недостаток новейшего вооружения в 58-й армии обратили внимание и другие эксперты. Например, старший научный сотрудник лаборатории военной экономики Института экономики переходного периода Василий Зацепин указывает, что на кадрах хроники видно отсутствие на российских БМП даже вооружения, которое являлось для них штатным еще в советские времена, – противотанковых управляемых снарядов.
Что же касается «профессиональности», то известно о гибели в Южной Осетии как минимум одного солдата-срочника. Мало того что данный факт опровергает неоднократные заявления Минобороны об отсутствии в зоне боевых действий призывников – это еще и свидетельство срыва ФЦП «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и частей в 2004–2007 годы», согласно которой воинские части постоянной готовности должны быть укомплектованы только профессионалами.
Впрочем, о неудовлетворительных результатах указанной ФЦП (в соответствии с ней 147 тыс. должностей сержантского и рядового состава должно быть переведено на комплектование контрактниками) сообщалось еще в 2007 году. По признанию официальных представителей Минобороны, «из-за непривлекательных зарплат» несколько тысяч должностей так и остались вакантными, да и на занятых высока текучесть. В июле 2008 года премьер-министр Владимир Путин утвердил концепцию аналогичной программы, но уже на 2009–2015 годы. Ее общая прогнозная стоимость – 243,4 млрд рублей.
С каждым годом на военные нужды выделяется все больше денег, но августовские события показали, что даже боеспособность частей СКВО вызывает вопросы. А ведь они регулярно участвуют в военных действиях на протяжении уже второго десятка лет, и именно их опыт, как полагают эксперты (и о чем будет сказано ниже), используется для объявленной масштабной реформы организационной структуры армии. Возникает закономерный во­прос: а насколько вообще эффективны расходы на оборону в нашей стране?

Наполовину секретно.
В проекте бюджета-2008 в разделе «Национальная оборона» значилась сумма 509,1 млрд рублей. При этом в заключении на проект, сделанном комитетом Госдумы по обороне, речь шла о куда больших расходах – 1,02 трлн руб. Разницу в 510,9 млрд образовала так называемая закрытая часть оборонного бюджета. Он предназначен для закупок новых видов вооружений,  модернизации имеющихся, а также для НИОКР.
Сверхвысокие цены на нефть в начале года позволили «подорожать» разделу «Нацоборона» в открытой части до 563,8 млрд (по состоянию на 1 октября). А военно-промышленная комиссия при правительстве сообщила, что размер Гособоронзаказа в 2008 году будет увеличен до 800 млрд рублей. Из этой суммы (явно округленной) следует вычесть 92 млрд рублей, предназначенных для закупок ГСМ, продовольствия и обмундирования и прописанных в открытой части. Таким образом, оборонный бюджет России в 2008 году составил 1,27 трлн рублей, более 55% этих расходов – засекречены.
В бюджетной росписи секретные расходы разнесены по другим разделам. Специалисты ИЭПП утверждают, что путем сравнения бюджетов разных лет они находили военные в действительности статьи расходов в разделах «Межбюджетные трансферты», «Национальная экономика» и т. д. Впрочем, общую величину оборонного бюджета можно оценить и без этих сложных манипуляций, а ответить на вопрос, на что именно тратятся секретные деньги, они все равно не помогают.
Завесу тайны немного приоткрывают отчеты о военных расходах, которые Россия, как и другие страны, предоставляет в ООН. Согласно этим отчетам, в 2007 году по разделам «Эксплуатация и техническое использование», «Закупки» и «Исследования и разработки» было потрачено в совокупности 468,8 млрд рублей. В значительной степени эта группа расходов соответствует закрытой части российского оборонного бюджета. Рассмотрим раздел «Закупки», показывающий объем трат на новое вооружение (приобретение продовольствия и т. п. проходят в данном отчете по статье «Личный состав»). На него в 2007 году израсходовано 143,1 млрд рублей, а годом ранее на те же цели было потрачено 116,1 млрд. Рост более 23%.
По отдельным статьям увеличение расходов выглядит еще более впечатляющим. Например, для приобретения бронированных машин в 2006 году израсходовано 4,4 млрд рублей, а в следующем году – 7,8 млрд, или больше на 77%. Но на практике увеличения поставок вооружения в армию почти не происходит.

Мнимый рост. Анатолий Цыганок, руководитель Центра военного прогнозирования, утверждает, что в 2006 и 2007 годах Минобороны закупило одинаковое количество современных танков Т-90А – по 31, что составляет всего один батальонный комплект. И это при том, что основу танковых войск в России составляют Т‑72 и Т-80 (более 10 тыс. единиц в общей сложности), а в танковый полк, состоящий, к примеру, из Т-80, никак нельзя добавить батальон Т-90. У них разные двигатели, разное встроенное оборудование и т. д. Соответственно, в таком полку пришлось бы иметь две группы учебных танков вместо одной, увеличилось бы количество запасных частей и пр. Планирование боевого применения полка, на вооружении которого стоят разнотипные танки, также затруднено. Не случайно, замечает эксперт, в советское время перевод танковых частей на новое вооружение осуществлялся как минимум полковыми комплектами, а, к примеру, Индия в 2004 году закупила единовременно танковый дивизионный комплект – 300 танков Т-90С (экспортный вариант Т-90).
По общему мнению специалистов, перевооружение рос­сий­ской армии происходит совершенно недостаточными темпами, а постоянное увеличение ассигнований на эти цели не приводит к ускорению процесса. Просто военная техника дорожает едва ли не быстрее. Упомянутый танк Т-90А в 2006 году стоил 30 млн рублей, за два года его цена выросла до 58 млн, БТР-80 только в 2007 году подорожал с 5,3 млн до 7,1 млн рублей.
«В силу повышения цен на конечную продукцию ОПК стало невозможным выполнение заданий госпрограммы вооружений ни по номенклатуре, ни по количественным показателям», – сообщил в начале 2008 года заместитель руководителя департамента ОПК Министерства промышленности и энергетики Валерий Воскобойников.
В этой связи Василий Зацепин напоминает, что существует такое понятие, как инфляция расходов на конечное потребление госструктурами, которая показывает изменение цен на товары и услуги, приобретаемые в рамках госзаказов. Если она выше «общегражданской», то это служит показателем низкого ка­чест­ва государственного управления. И, соответственно, высокого уровня коррупции.
По оценкам ИЭПП (все расчеты основаны на официальных данных Росстата), только в 2007 году инфляция в рамках госзаказов превысила рост стоимости потребительской корзины на 7,6 п. п., а в среднем в 2000–2007 годах – на 8,9 п. п. Таким образом, для того чтобы более или менее корректно сравнить расходы на оборону в разные годы, необходимо их умножить на соответствующий коэффициент-дефлятор. В итоге выяснится, что по разделу «Национальная оборона» денег в 2007 году было выделено даже меньше, чем в 2000 году, – 204 млрд и 209,4 млрд рублей соответственно (в ценах 2000 года).
На самом деле рост цен на военную продукцию исходно имеет не только коррупционные, но и структурные причины, считает Виталий Шлыков, член Совета по внешней и оборонной политике. Сегодняшний ВПК – это около 1700 предприятий, где занято примерно 2 млн человек, средний возраст которых стремится к пенсионному. Средний возраст станков и оборудования также критический – 30 и более лет. Технологические цепочки давно разорваны. Предприятия, выпускавшие комплектующие, переключились на другую продукцию. Пока речь шла о единичных экземплярах, комплектующие производили на тех же заводах, где осуществлялась сборка, – по сути, полукустарным способом. Но как только оборонный заказ вырос, выяснилось, что промышленность не может его выполнить. В результате растет не производство, а цены, а увеличение бюджетных ассигнований на перевооружение превращается в форму субсидирования неэффективных производств и повышает и без того высокий коррупционный потенциал отрасли.

PPB по-русски. Независимые наблюдатели приветствовали назначение министром обороны Анатолия Сердюкова – «гражданского» с экономическим образованием. Виталию Шлыкову оно напомнило приход в 60-е годы на пост главы Пентагона экс-президента Ford Роберта Макнамары. Тот привел с собой команду таких же гражданских специалистов, которым поручил ходить и задавать вопросы. На что тратите деньги? На каком основании? В итоге была создана знаменитая система PPB (Planning-Programming-Budgeting) и установлен жесткий контроль над расходованием средств.
Теоретически на военном бюджете 2008 года уже должно было отразиться благотворное влияние «русского Макнамары», но анализ открытой его части – раздела «Национальная оборона» – показывает, что обоснованность очень многих цифр вызывает сомнение.
Так, в скорректированном бюджете (на 01.10.2008) на продовольственное обеспечение предусмотрены ассигнования в размере 25,75 млрд рублей. Численность армии – 1 млн 134 тыс. человек. Нетрудно подсчитать, что деньги для питания военнослужащих выделены из расчета 62 рубля в день на человека. Для сравнения, стоимость продуктовой корзины Росстата в октябре 2008 года – 2067 рублей в месяц, или около 69 рублей в день. Но армейские нормы питания ведь больше!
Так, общевойсковой паек предусматривает ежедневное по­­тре­бле­ние 250 г мяса, 120 г рыбы, 300 г ржаного хлеба, 350 г пшеничного хлеба, 45 г сливочного масла, 900 г картофеля и свежих овощей, 200 г круп, муки и макаронных изделий, 1 куриного яйца, 65 г сахара, 150 г молока, 100 г сока, а также растительного масла, сыра, чая, растворимого кофе, соли, специй, сухо­фрук­тов и даже одного драже поливитаминного препарата. Можно, конечно, попытаться прикинуть стоимость этого набора исходя из примерных оптовых цен на продукты в 2008 году, но еще в 2005 году начальник тыла ВС РФ Владимир Исаков заявлял, что общевойсковой паек обходится казне в 56,08 рубля. С по­прав­кой только на официальную инфляцию в 2006 и 2007 годах его прогнозная стоимость на 2008 год не могла оказаться меньше 68 рублей. При этом надо учесть, что общевойсковой паек – это не более 80% всех пайков в вооруженных силах, а остальные 20% приходятся на усиленные летный, морской, подводный и лечебный пайки, стоимость которых может превышать 200 рублей в сутки. Откуда в таком случае берется упомянутая средняя цифра в 62 рубля – совершенно непонятно. Председатель комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин заявил, что заложенные в бюджете средства на питание военнослужащих покрывают не более 80% от потребностей. С учетом вышеизложенного можно сказать, что это еще оптимистичная оценка.
Аналогичные вопросы вызывают суммы на вещевое довольствие. На это предусмотрено 8,5 млрд рублей, или 7488 рублей на одного военнослужащего в год. Если учесть, что любому призывнику требуются полевая и парадно-выходная форма одежды, причем в летнем и зимнем вариантах, то означенная сумма выглядит на удивление скромной. Василий Зацепин говорит, что с вещевым довольствием проблемы испытывает даже офи­цер­ский состав, большинство призывников не имеют «парадки», кон­тракт­ни­ки ходят в сапогах, хотя им положены «берцы», и т. д. Виктор Заварзин оценил обеспеченность армии обмундированием примерно в 40%, а бюджетные ассигнования на эти цели – как совершенно недостаточные.
О качестве бюджетного планирования в военном ведомстве может свидетельствовать следующая история, рассказанная Василием Зацепиным. В бюджетной заявке на 2008 год, за подготовку которой отвечает главный казначей военного ведомства (этот пост занимает Любовь Куделина – кстати, первая женщина на такой должности), неожиданно оказалось заложено в пять раз меньше средств, чем годом ранее. На это обратил внимание начальник Главного управления боевой подготовки ВС РФ Владимир Шаманов и настоял на возвращении предыдущих цифр. Впоследствии сумма расходов по данной статье несколько раз увеличивалась и в итоге составила 29,3 млрд рублей. Получается, что размер ассигнований на такую ключевую статью определялся в результате «бодания» двух высокопоставленных военных чиновников. Следов же чего-то подобного американской PPB пока не наблюдается. По крайней мере, со стороны.

Реформа Сердюкова. Впрочем, нынешний министр обороны в любом случае имеет шансы войти в историю как реформатор – благодаря анонсированным в октябре 2008 года масш­таб­ным планам по сокращению армии и ее реорганизации. Тут наблюдатели вспомнили уже Михаила Фрунзе, которому по окончании Гражданской войны пришлось срочно решать проблему снижения военного бремени для страны.
В ходе реформы планируется сократить более 160 тысяч офицерских должностей и около 200 – генеральских. Кстати, упомянутый выше главный тыловик Владимир Исаков был уволен менее чем через два месяца после объявления о преобразованиях. Офицерский же состав будет сокращаться по следующему графику. Первыми уволят 7,5 тысячи офицеров, которые служат 24 месяца. Следом – 26,7 тысячи офицеров, достигших уже сейчас предельного возраста пребывания на военной службе. Еще 9,1 тысячи человек достигнет этого возраста в 2009 году и, соответственно, тогда они и будут сокращены. Кроме перечисленных категорий, в течение трех лет под сокращение попадут еще 117,5 тысячи офицеров.
Правда, в этих планах оказались «потерянными» примерно 45 тысяч человек. «К 2012 году мы скомплектуем миллионную армию, в которой численность офицерского состава будет 150 тысяч, то есть составит 15% от общей численности», – сообщил Анатолий Сердюков. Но сейчас в вооруженных силах, по ряду сведений, 355 тысяч офицеров, поэтому, чтобы довести численность офицерского корпуса до 150 тысяч, потребуется сократить не 160, а 205 тысяч человек. Василий Зацепин отмечает, что подобные разночтения встречаются постоянно. Вся военная статистика засекречена, и судить приходится по выступлениям официальных лиц, порою противоречивых, а также по косвенным данным или сведениям, представляемым в международные организации.
Кроме всего прочего, специалисты сочли любопытными предложения министра о введении трехзвенного управления: округ, оперативное командование, бригада. Как поясняет Анатолий Цыганок, бригадная система имеет преимущество перед принятой сейчас дивизионной структурой при боевых действиях в горах, но серьезно уступает ей во время войны классической. Нынешний генералитет «вырос» на афганской и двух чеченских кампаниях (многие из них служили в СКВО), поэтому возникает резонный вопрос – у российской армии действительно не осталось иных приоритетов, кроме войн на Кавказе, или это такой крен, обусловленный не стратегическими задачами, а личным опытом и предпочтениями тех людей, кто сегодня отвечает за военное планирование? Впрочем, «Ф.» больше интересует экономическая сторона реформы.
В бюджете 2008 года на денежное довольствие личного состава, пособия, компенсации, а также зарплаты гражданским специалистам предусмотрены 349,4 млрд, или 62% от общих расходов открытой части военного бюджета. Если посмотреть на расходы на призывников, военный и гражданский персонал в отчете об оборонных тратах, предоставляемом Россией в ООН, то получится следующее соотношение: 0,4%, 54,6%, 45% соответственно. Что ж, солдаты-срочники обходятся очень недорого.
При сохранении этого же отношения трат, в 2008 году на военный персонал придется 190 млрд рублей. Общая численность вооруженных сил – 1 млн 134 тыс. человек, из них 1100 – это генералы, а 355 тыс. – офицеры. Открытым остается вопрос о количестве контрактников.

Таким образом, около 680 тыс. человек – призывники. То есть 190 млрд рублей предназначены для денежных выплат 454 тыс. профессиональных военнослужащих. Или, в среднем, по 34,9 тыс. руб. в месяц.
Если учесть планы по доведению численности армии до 1 млн, а также то, что ничто (кроме проблем с демографией, с которой пытаются бороться путем отмены отсрочек) не указывает на уменьшение количества призывников, то эти же 190 млрд могли бы быть предназначены для 320 тыс. человек, что повысило бы средний размер денежного содержания на 42% до 49,5 тыс. рублей в месяц.
Впрочем, обе средние цифры – очень уж средние. Денежное содержание лейтенанта-командира взвода, не проходящего службу в частях постоянной готовности, – менее 13 тыс. рублей в месяц. Пропорциональное увеличение его зарплаты даст цифру в 18 тыс. рублей – явно не та сумма, чтобы резко повысить привлекательность военной службы.
Впрочем, в бюджете на 2009-2011 годы заложено увеличение ассигнований на денежные выплаты, но эксперты убеждены, что следует не только увеличивать финансирование, но и менять существующую систему оплаты, при которой, например, прапорщик центрального аппарата Минобороны может получать более высокое довольствие, чем многие офицеры в регулярных войсках.
Но и эти необходимые изменения, на самом деле, носят частный характер. Выше было показано, что все увеличивающийся гособоронзаказ, на деле, лишь поддерживает на плаву устаревшие производства, но не приводит к эффективному перевооружению армии. Но даже если предположить, что столь глобальная задача как модернизация ВПК вдруг решена, то возникает следующий вопрос – а насколько эффективным окажется использование современного оружия в преимущественно призывной армии? Очень многие специалисты высказывают по этому поводу большие сомнения. Василий Зацепин опять приводит в пример боевые действия в Южной Осетии. По его словам, были случаи, когда минометчики попадали под обстрел, причем не потому, что противник использовал GPS (что вполне вероятно), а из-за того, что они сами не меняли своих огневых позиций. То есть отсутствие правильной выучки и опыта сказалось на российских потерях в гораздо большей степени, чем отсутствие новых видов оружия. А ведь в том конфликте принимали участие, в основном, контрактники – что уж говорить о призывниках.
Вот почему в представлении Виталия Шлыкова, армейская реформа – это трансформация всех отношений и взаимосвязей. Нынешнее же военное руководство пока ограничилось небольшим секвестром людей в погонах.

 

Военная тайна

 

Военная тайна

 

Общие расходы на оборону в России в 2007 году

Статьи расходов

Сумма, млн руб.

% к общей сумме

Оперативные расходы

633913

   

67,3

Личный состав

 

387379

 

41,1

Призывники

   

1498

0,2

Другой военный персонал

   

298307

31,7

Гражданский персонал

   

87573

9,3

Эксплуатация и техническое использование

 

246534

 

26,2

Матсредства для текущего использования

   

129803

13,8

Техобслуживание и ремонт

   

74559

7,9

Приобретенные услуги

   

38502

4,1

Аренда

   

233

0,0

Прочее

   

3437

0,4

Закупки и строительство

228942

   

24,3

Закупки

 

143083

 

15,2

Авиасредства и двигатели

   

12926

1,4

Ракеты, вкл. обычные боеголовки

       

Ядерные боеголовки и бомбы

       

Корабли и катера

   

13300

1,4

Бронированные машины

   

7769

0,8

Артиллерия

   

1436

0,2

Другие боевые средства и вооружения сухопутных войск

   

18517

2,0

Боеприпасы

   

5325

0,6

Электронная техника и средства связи

   

34567

3,7

Небронированные машины

   

5044

0,5

Прочее

   

44199

4,7

Строительство

 

85858

 

9,1

Авиабазы, аэродромы

   

2274

0,2

Ракетные позиции

   

3617

0,4

Морские базы и сооружения

   

1134

0,1

Электронные комплексы и т. д.

   

794

0,1

Помещения для личного состава

   

16522

1,8

Медицинские учреждения

   

2887

0,3

Учебные базы

   

1665

0,2

Склады, хранилища и т. д.

   

7262

0,8

Управленческие и административные объекты

   

2177

0,2

Фортификационные сооружения

   

393

0,0004

Прочее

   

47133

5,0

Исследования и разработки

79188

   

8,4

Фундаментальные и прикладные
исследования

   

8262

0,9

Разработки, испытания и оценка

   

70926

7,5

Всего

942043

     

Источник: ООН

 

Расходы на оборону в 2008 году в открытой части бюджета (на 01.10.2008)

Статьи расходов

Сумма, млрд руб.

в % к общей сумме

Содержание личного состава, пособия, компенсации, зарплаты гражданским специалистам

349,38

62,0

ГСМ

58,27

10,3

Утилизация и уничтожение вооружений, запасов химического оружия и т. д.

33,08

5,9

Продовольственное обеспечение

25,75

4,6

Строительство и функционирование специальных объектов

25,34

4,5

НИОКР

21,94

3,9

Жилье и социальные объекты

18,49

3,3

Вещевое обеспечение

8,50

1,5

Административные, представительские расходы

8,49

1,5

Субсидии ВПК

7,75

1,4

Мобилизационная подготовка и работа с населением

6,71

1,2

Прочие расходы

0,067

0,0

ВСЕГО:

563,77

 

Источник: Минфин

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль