О выживании инвесткомпаний

55
Что будет происходить на рынке брокерских услуг? Помочь нам в кратком исследовании будущего поможет использование метода пяти сил Портера: заказчики, поставщики, конкуренты, услуги-заменители, новые игроки.

 Итак, кто будет заказчиками услуг в 2009 году? Позволим себе маленький юмор: главными заказчиками в первом квартале станут сотрудники. Заказ с их стороны касается бонусов и сохранения работы. Расстройство от неисполнения амбиций может быть компенсировано разве что уверенностью в сохранении работы.
Внешние заказчики брокеров будут активны в ограниченном числе сегментов. Вероятно, в еврооблигациях наиболее надежных эмитентов, по­скольку такие бумаги позволяют рассчитывать на дополнительный доход от курсовой стоимости валюты. Первое полугодие выявит устойчивых эмитентов рублевых облигаций – это также вызовет некоторый спрос на их бумаги. Будет расти класс игроков на новостном фоне господдержки экономики. Смогут ли эти «новые инвесторы» заработать, отдельный вопрос. С новой силой может возродиться вексельный рынок, рынок взаимозачетов.
Теперь о поставщиках. Применительно к брокерам ими мы можем считать биржи и инфраструктуру. После «веселого октября» авторитета биржам не добавилось, но кто мог бы действовать на их месте более рационально? У нынешнего кризиса есть такая черта, что даже если менеджер, компания, биржа действует правильно, все равно вы приходите к отрицательному результату, потому что являетесь частью рушащейся системы. Другие поставщики – эмитенты. Вот, кто как класс сошел с ума и действовал самым неадекватным образом. Дефолты и отказ от оферт, кстати, не самая большая беда. Это ожидаемая неприятность. Топ-менеджмент большинства компаний впал в ступор. Парадный IR (investment relations, отношения с инвесторами – «Ф.») моментально утратил блеск. Что компании планируют делать? Что будет с инвестпрограммами? Дивидендами? Капитализацией? Ответов, тем более попыток управлять будущим, единицы. Понятно, что именно здесь терялись наибольшие деньги, но здесь же они раньше и зарабатывались. Этот фактор остается самым непредсказуемым.
В случае восстановления рынка векселей и взаимозачетов поставщиками услуг станут различные векселедатели а-ля «Газпром», как это было в начале 2000-х.
Конкуренты – вторичный фактор. Конкуренция было снизилась, но с притоком новых инвесторов стала возвращаться к фоновым показателям. Она не стала больше. Атак на клиентскую базу конкурентов нет, рекламы нет, а переходы команд были и до кризиса.
Четвертая сила Портера – заменители. Вот с чьей стороны наибольшая опасность. Клиенты озабочены сохранением денег. С помощью чего? Это может быть и недвижимость, и доллар, и золото, и наличность… И на последнем месте – ценные бумаги. Как раз в поиске востребованных услуг и стыковке их с платежеспособным спросом и состоит вызов перед инвесткомпаниями. Новых игроков, которые объявили о выходе, но еще не успели, ждать уже не стоит.
В нашем случае к этому пятиугольнику добавляется государство, как поставщик помощи и существенная сторонняя сила. Фоном для новой картины будет служить в значительной степени «кровавое поле» из разорившихся инвесторов, с небольшими добавлениями тех, кто невольно стал долгосрочным инвестором и остается в бумагах, и новых жадных спекулянтов, надеющихся заработать на крахе акций.
Инвесткомпаниям необходимо рассматривать альтернативы работы в некоем узком сегменте – старом или новом, изыскивать ресурсы для сохранения бизнеса. Очевидно, что развитие корпоративных финансов связано с наличием источников средств для предоставления финансирования в сделки M&A, локального финансирования корпоративных клиентов посредством частных размещений или закрытых выпусков. Ритейл может иметь смысл при значимом эффекте масштаба.
Компании будут перестраиваться и активно искать новые ниши. Выиграют те, кто вошел в кризис с каким-либо «талантом»: капиталом, низкими удельными издержками, богатыми акционерами. Правда, снаружи наличие этих или иных «талантов» неизвестно. Поэтому для клиентов появляется новая работа: выявление запаса надежности и потенциала развития.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль