Постой, паровоз

69
Инвестиции. В 2009 году РЖД планируют падение чистой прибыли до 3 млрд рублей. Сможет ли монополия в таких условиях удержать на рельсах собственную инвестпрограмму?

 В 2007 году, когда нынешний кризис не мог никому присниться и в самом страшном сне, руководство ОАО «РЖД» с большой помпой презентовало самую масштабную в своей исто­рии инвестпрограмму, согласно которой в 2008–2011 годах на развитие железных дорог в стране планировалось направить 1,3 трлн рублей. Однако рыночные реалии (в част­но­сти, снижение прогнозируемой чистой прибыли по итогам 2008 года на 43%, до 5,6 млрд рублей) заставили монополию уже в этом году сократить инвестпрограмму на 5%, до 388 млрд рублей. В следующем же году, по словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, снижение будет еще значительнее – 10%, с 480 до 434,2 млрд рублей. Главная причина урезания инвестпрограммы – падение объемов перевозок грузов, которые приносят монополии львиную долю доходов (768,6 млрд рублей из общей выручки в 1,02 трлн рублей по МСФО за 2007 год). И в 2009 году в связи с общим спадом промышленного производства доходы от грузоперевозок продолжат падать – по словам старшего вице-президента РЖД Федора Андреева, по сравнению с первоначальными расчетами они снизятся на 6%, до 941,2 млрд рублей.
Впрочем, это еще оптимистичная циф­ра: по мнению главы отраслевого консалтингового агентства, попросившего не называть его имени, он очень удивится, если по итогам 2009 года спад объема грузоперевозок не достигнет 15%. Однако даже в таких условиях, по словам Федора Андреева, РЖД сделают все, чтобы инвестпрограмма на 2009 год не была урезана сверх уже озвученных Якуниным 10%. К слову «все» относится, к примеру, экономия на персонале (монополия уже обнародовала намерение в следующем году сократить общий штат сотрудников в 1,3 млн человек на 3%, что должно дать 11,9 млрд рублей экономии), административно-уп­ра­влен­че­ских расходах (7 млрд рублей), ремонте старых вагонов (15,7 млрд рублей), а также на закупке различных товаров для подвижного состава (32,3 млрд рублей). «Кроме того, РЖД наверняка откажутся от планов по международной экспансии – например, от участия в приватизации Deutsche Bahn и ряда проектов с частным бизнесом, таких, как прокладка железнодорожной ветки до Удокана», – комментирует аналитик «Ин­гос­страх инвестиций» Евгений Шаго.
Однако экономия экономией, но удержать на рельсах собственную инвестпрограмму РЖД будет мешать еще и порочная практика постоянного повышения тарифов на собственные услуги. Например, для того чтобы получить те же «ин­ве­сти­ци­он­ные» 434,2 млрд рублей на 2009 год, монополия планирует поднять тарифы на грузоперевозки на 12,5–14% (в 2010 году – на 9,7–13,7%, в 2011‑м – на 10–14%). «Этот прогноз составлялся в привязке к ценам на уголь, металл и нефть, – объясняет руководитель направления машиностроения и транспорта A.T.Kearney Евгений Богданов. – Сегодня же, когда сырье дешевеет, у РЖД пропадают аргументы в пользу повышения тарифов». Таким образом, чтобы спасти инвестпрограмму, у РЖД остается фактически один выход – активные заимствования. Но и с этим у монополии возникают проблемы. В част­но­сти, сегодня ве­дом­ст­во Владимира Якунина ведет сложные переговоры о выкупе своих инфраструктурных облигаций на 60–100 млрд рублей с консорциумом банков во главе с ВЭБом и Сбербанком. И ставки, которые предлагают банки – а это 14% годовых, РЖД, по словам Федора Андреева, не устраивают. По мнению аналитиков, такая позиция банкиров вызвана как общей финансовой ситуацией в стране, так и большим количеством уже имеющихся у РЖД заимствований (в 2009 году монополия должна погасить 14 млрд рублей облигаций, а также вернуть банкам-кредиторам $480 млн). «Так что РЖД волей-неволей придется корректировать свою инвестпрограмму – в нынешних условиях о прежних тратах не может быть и речи, – резюмирует глава отраслевого агентства. – И на рынке никто не удивится, если эта корректировка составит 20%».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль