Постой, паровоз

83
Инвестиции. В 2009 году РЖД планируют падение чистой прибыли до 3 млрд рублей. Сможет ли монополия в таких условиях удержать на рельсах собственную инвестпрограмму?

 В 2007 году, когда нынешний кризис не мог никому присниться и в самом страшном сне, руководство ОАО «РЖД» с большой помпой презентовало самую масштабную в своей исто­рии инвестпрограмму, согласно которой в 2008–2011 годах на развитие железных дорог в стране планировалось направить 1,3 трлн рублей. Однако рыночные реалии (в част­но­сти, снижение прогнозируемой чистой прибыли по итогам 2008 года на 43%, до 5,6 млрд рублей) заставили монополию уже в этом году сократить инвестпрограмму на 5%, до 388 млрд рублей. В следующем же году, по словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, снижение будет еще значительнее – 10%, с 480 до 434,2 млрд рублей. Главная причина урезания инвестпрограммы – падение объемов перевозок грузов, которые приносят монополии львиную долю доходов (768,6 млрд рублей из общей выручки в 1,02 трлн рублей по МСФО за 2007 год). И в 2009 году в связи с общим спадом промышленного производства доходы от грузоперевозок продолжат падать – по словам старшего вице-президента РЖД Федора Андреева, по сравнению с первоначальными расчетами они снизятся на 6%, до 941,2 млрд рублей.
Впрочем, это еще оптимистичная циф­ра: по мнению главы отраслевого консалтингового агентства, попросившего не называть его имени, он очень удивится, если по итогам 2009 года спад объема грузоперевозок не достигнет 15%. Однако даже в таких условиях, по словам Федора Андреева, РЖД сделают все, чтобы инвестпрограмма на 2009 год не была урезана сверх уже озвученных Якуниным 10%. К слову «все» относится, к примеру, экономия на персонале (монополия уже обнародовала намерение в следующем году сократить общий штат сотрудников в 1,3 млн человек на 3%, что должно дать 11,9 млрд рублей экономии), административно-уп­ра­влен­че­ских расходах (7 млрд рублей), ремонте старых вагонов (15,7 млрд рублей), а также на закупке различных товаров для подвижного состава (32,3 млрд рублей). «Кроме того, РЖД наверняка откажутся от планов по международной экспансии – например, от участия в приватизации Deutsche Bahn и ряда проектов с частным бизнесом, таких, как прокладка железнодорожной ветки до Удокана», – комментирует аналитик «Ин­гос­страх инвестиций» Евгений Шаго.
Однако экономия экономией, но удержать на рельсах собственную инвестпрограмму РЖД будет мешать еще и порочная практика постоянного повышения тарифов на собственные услуги. Например, для того чтобы получить те же «ин­ве­сти­ци­он­ные» 434,2 млрд рублей на 2009 год, монополия планирует поднять тарифы на грузоперевозки на 12,5–14% (в 2010 году – на 9,7–13,7%, в 2011‑м – на 10–14%). «Этот прогноз составлялся в привязке к ценам на уголь, металл и нефть, – объясняет руководитель направления машиностроения и транспорта A.T.Kearney Евгений Богданов. – Сегодня же, когда сырье дешевеет, у РЖД пропадают аргументы в пользу повышения тарифов». Таким образом, чтобы спасти инвестпрограмму, у РЖД остается фактически один выход – активные заимствования. Но и с этим у монополии возникают проблемы. В част­но­сти, сегодня ве­дом­ст­во Владимира Якунина ведет сложные переговоры о выкупе своих инфраструктурных облигаций на 60–100 млрд рублей с консорциумом банков во главе с ВЭБом и Сбербанком. И ставки, которые предлагают банки – а это 14% годовых, РЖД, по словам Федора Андреева, не устраивают. По мнению аналитиков, такая позиция банкиров вызвана как общей финансовой ситуацией в стране, так и большим количеством уже имеющихся у РЖД заимствований (в 2009 году монополия должна погасить 14 млрд рублей облигаций, а также вернуть банкам-кредиторам $480 млн). «Так что РЖД волей-неволей придется корректировать свою инвестпрограмму – в нынешних условиях о прежних тратах не может быть и речи, – резюмирует глава отраслевого агентства. – И на рынке никто не удивится, если эта корректировка составит 20%».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль