Аэроинтрига

83
Конкуренция. Мэрия Москвы и «Российские технологии» хотят отобрать у «Аэрофлота» роялти. Это может стать первым этапом комбинации по поглощению авиаперевозчика.

Мэр Москвы Юрий Лужков и гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов направили письмо руководителю Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорю Артемьеву. В нем они пожаловались на то, что «Аэрофлот» единолично получает роялти за пролет самолетов иностранных авиакомпаний над территорией России, что ставит его в неравные условия по сравнению с другими игроками рынка. Почему Юрий Лужков и Сергей Чемезов заинтересовались деньгами «Аэрофлота»? Недавно они учредили авиакомпанию «Авиалинии России» (в нее вошли Air Union, «Атлант-союз», «Кав­мин­во­ды­а­виа», «Владивосток-Авиа» и др.) и объявили об амбициозных планах стать крупнейшим российским авиаперевозчиком. В «Аэрофлоте» инициативу главных акционеров «Авиалиний России» пока официально не комментируют, но дают понять, что компания уже и так отдает порядка 40% ро­ял­ти государству: 20% в виде налогов, а еще 20% – в виде отчислений Росавиации и Росаэронавигации. Молчат в крупнейшей авиакомпании России и в отношении общего размера роялти: в отчетности компании по МСФО он от­дель­но не указывается, а отображается в статье «прочие доходы». Однако, по мнению знакомого с ситуацией старшего аналитика Банка Москвы Михаила Лямина, «цена вопроса» колеблется на уровне $300–400 млн в год.
Опрошенные «Ф.» эксперты полагают, что в свете нынешних экономических условий никто полностью лишать роялти «Аэрофлот» не будет, но, учитывая административный ресурс «посягателей», им все-таки удастся заставить перевозчика поделиться полетными деньгами. «Времена сейчас непростые, в 2009 году ожидается значительный спад пассажиропотока, и лишать крупнейшего перевозчика России финансовой подушки, особенно в пользу только создающейся авиакомпании, не слишком последовательно», – говорит аналитик ВТБ Елена Сахнова. Согласен с ней и гендиректор компании Infomost Борис Рыбак: по его мнению, на руку «Аэрофлоту» может сыграть то обстоятельство, что несколько лет тема роялти была одной из центральных при переговорах России и Евросоюза по вступлению нашей страны в ВТО. Предполагающие постепенную отмену ро­ял­ти к 2013 году «Согласованные принципы модернизации си­сте­мы использования транссибирского маршрута» были подписаны в 2006 году, но до сих пор не парафированы Россией. «И изменение ситуации с ро­ял­ти до принятия этого документа гарантированно встревожит Евросоюз, а в нынешней политической ситуации еще одна точка напряжения Кремлю не нужна», – резюмирует эксперт. Вместе с тем, по мнению Михаила Лямина, «Авиалинии России» обладают колоссальным административным ресурсом и под предлогом осуществления рейсов на коммерчески убыточных направлениях (связывающих отдаленные северные регионы с центральными городами России) вполне могут отбить у «Аэрофлота» 20–30% роялти. Особенно на фоне того, что о своем интересе к вхождению в число акционеров «Авиалиний России» уже объявили несколько крупных региональных лидеров – таких, как губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко.
Впрочем, кое-кто полагает, что истинная цель Юрия Лужкова и Сергея Чемезова лежит намного глубже, чем просто выбить финансовую почву из-под ног основного конкурента. «Не секрет, что «Аэрофлот» хочет начать процесс консолидации с «Сибирью», что потребует от компании Валерия Окулова колоссальных инвестиций, – рассказывает Борис Рыбак. – И, когда «Аэрофлот» пройдет в поглощении «Сибири» точку невозврата, акционеры «Авиалиний России» могут пойти в атаку на конкурента в части лишения его роялти». По мнению эксперта, этот шаг может поставить «Аэрофлот» на грань банкротства – достаточно сказать, что прогноз «Аэрофлота» по чистой прибыли за 2008 год составляет всего $85 млн, что в 4 раза меньше роялти. «Не сомневаюсь, что тогда Чемезов и Лужков придут на помощь «Аэрофлоту», но только на условиях его вхождения в состав «Авиалиний России», – предполагает Борис Рыбак. Насколько реален подобный сценарий развития событий?  Увидим до конца года, когда станет понятна реакция Минтранса на возможное слияние «Аэрофлота» с «Сибирью».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль