Инфраструктура против кризиса

72
Сейчас необходимо принимать меры, которые позволят не только стабилизировать экономику, но и заложить основу для ее долгосрочного развития.

Помощь отечественным производителям в сложившихся условиях, безусловно, очень важна. В то же время при разработке и реализации антикризисных мер необходимо учитывать характеристики текущего кризиса, а также уже существующий опыт. Приходится констатировать, что мы сейчас сталкиваемся с проблемой перепроизводства. Отсутствие возможностей сбыта у предприятий приводит к резкому снижению объемов выпуска, сокращению персонала и, таким образом, к дальнейшему падению спроса. В этих условиях одной из ключевых задач государственной политики становится обеспечение плавного перехода экономики к новому равновесному состоянию при более низких объемах спроса и предложения – так называемой «мягкой посадки». С одной стороны, нельзя  допустить резкий спад экономической активности, остановку производств и рост безработицы. С другой стороны, эффект от принимаемых мер должен быть долгосрочным.
Международный опыт показывает, что к антикризисным мерам, направленным на достижение обоих указанных эффектов, относятся стимулирование технологического развития и реализация инфраструктурных проектов.
Кризис не только представляет угрозу для экономики, но и дает возможность для значительных технологических изменений на уровне компаний и страны в целом. Так, после «нефтяного шока» 1973 года развитые страны смогли значительно повысить энергоэффективность производства и перешли на активное использование новых для того времени источников энергии (в частности, атомной).
В условиях текущего кризиса мы также видим стремление правительств стимулировать технологическое и инновационное развитие. Принятый в США «план Полсона» помимо мер по оздоровлению финансовой системы включает в себя также комплекс налоговых льгот для инновационно-активных компаний, прежде всего увеличение налоговых вычетов на НИОКР. Антикризисная программа Китая предусматривает снижение нагрузки по НДС с 2009 года для экспортеров высокотехнологичной продукции, а также стимулирование инноваций в промышленности и поддержку высокотехнологичных отраслей за счет привлечения передовых иностранных технологий и квалифицированного персонала.
Развитие инфраструктуры, в первую очередь в рамках госзаказа, – это мера, которая позволяет как стабилизировать экономику в условиях кризиса, так и создать долгосрочные эффекты. Умест­но вспомнить, что в рамках плана по восстановлению экономики США после Великой депрессии в 1933–1939 годы было реализовано 44 тыс. инфраструктурных проектов, включавших строительство дорог, дамб, зданий, которые используются и сейчас. В условиях текущего кризиса аналогичным образом планирует действовать Китай. Его антикризисный план предусматривает выделение $586 млрд, в том числе на развитие инфраструктуры: застройку новых городских территорий, строительство и модернизацию аэропортов, железных дорог, очистных сооружений. Кроме того, компании, осуществляющие затраты на капитальное строительство и приобретение основных средств, получат налоговые льготы. Важно учитывать, что меры как инфраструктурного, так и технологического развития способствуют трудоустройству высвободившейся рабочей силы и недопущению масштабной безработицы и негативных социальных последствий.
Для России активное развитие инфраструктуры, как за счет государственных средств, так и за счет стимулирования (прежде всего налогового) вложений со стороны компаний, позволит как под­дер­жать внутренний спрос, так и обеспечить занятость. Важно, чтобы оно не сопровождалось мерами, имеющими противоположный характер. Показателен пример «Нового курса» Франклина Рузвельта по выходу из Великой депрессии. Сейчас часто утверждают, что его политика скорее сдерживала темпы восстановления экономики. Вместе с тем но­бе­лев­ский лауреат Пол Кругман, проводя параллели между текущим кризисом и Великой депрессией в своей недавней колонке в The New York Times, утверждает: эффект «Нового курса» был ограниченным как раз из-за того, что рост государст­венных расходов во многом нивелировался увеличением налогов.
Безусловно, одних лишь стимулов для технологического развития и инфраструктурных проектов недостаточно. Необходимо поддерживать конкурентоспособность внутренних производителей, прежде всего за счет снижения реального валютного курса рубля. А стимулирование внутреннего спроса должно сопровождаться сдерживанием роста издержек предприятий, в первую очередь – ограничением роста тарифов естественных монополий.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль