«Доктор сказал «кризис» – значит, кризис»

73
Медицина. Многие «белые воротнички», привыкшие лечиться с комфортом, вскоре узнают много нового о ситуации в стране от жаждущих общения старушек, которые непременно составят им компанию в обычных районных поликлиниках.

Буквально три-четыре месяца назад HR-менеджеры ломали голову, чем удержать или привлечь нужного специалиста. В ход шли обычно деньги – так называемым социальным пакетом никого уже не удивишь, в солидных и не очень конторах еще недавно он прилагался по умолчанию. Также по умолчанию он включал медицинскую страховку, зачастую с очень актуальной стоматологией.
Рынок ДМС динамично рос – в 2003–2007 гг. в среднем на 18% в год. Хотя по итогам прошлого года темпы замедлились – 15% при общих сборах 60,9 млрд рублей. Возможно, это были признаки насыщения. Но рынок получил новый повод для раскрутки – предполагалось, что дальнейшему его развитию по­способствуют поправки в Налоговый кодекс, вдвое увеличивающие расходы по ДМС, которые работодатель вправе относить на себестоимость продукции. А работодатель – это главный клиент.
ДМС традиционно развивается за счет корпоративного сегмента. Показательно соотношение в портфелях страховщиков доли взносов юридических и физических лиц. На первых приходится от 80% и выше. Работой в рознице пренебрегали и пренебрегают многие операторы – слишком высока убыточность. Ведь здесь клиент, как правило, уже готовый пациент – покупая страховку, он фактически приобретает медицинские услуги, которые ему необходимы прямо сейчас, надеется, что со скидкой. Розничный оборот по ДМС сосредоточился в основном в сегменте так называемых монополисов, когда страховщик выступает посредником при оказании платной медицинской помощи в конкретных клиниках. Отсюда довольно узкий ассортимент классических продуктов – в основном амбулаторное обслуживание.
Оценивать рентабельность ДМС логично по корпоративному бизнесу. В целом «медицина» относится к низкомаржинальным видам страхования. «Есть виды, в которых вероятность наступления страхового случая мала, но возможная выплата во много раз превышает премию. На коротком промежутке времени эти продукты показывают лучшую доходность. В структуре тарифа по ним сущест­венный вес имеет рисковая надбавка. В корпоративном ДМС убытки легче прог­нозируются, поэтому большую ри­сковую нагрузку закладывать не имеет смысла», – рассказывает руководитель управления медицинского страхования «АльфаСтрахования» Александр Лапунов. «Говорить о большой доходности ДМС нельзя в связи с высокой ча­стотой страховых случаев. Но за счет равномерного распределения убытков в течение года, правильной тарифной политики достигается положительная рентабельность», – поясняет замглавы дирекции ДМС компании «Макс» Татьяна Горожанкина. По словам заместителя гендиректора компании «Ростра» Сослана Дзугаева, за счет взвешенной тарифной политики, грамотного андеррайтинга, разумного подхода к лечебным учреждениям доход оператора может достигать 15–20% от собранной премии. Руководитель отдела андеррайтинга департамента личного страхования
ПСГ «Основа» Сергей Васильев немного корректирует цифры: «Если взять все договоры ДМС, то убыточность каждого составляет от 70 до 150%, а если все взносы и убытки сложить и поделить, то мы выходим на среднюю убыточность в 90% с учетом всех издержек».
Низкомаржинальный бизнес зиждется на объемах. Но, прогнозируя их, страховщики сникли. «Если бы не кризис, то можно было бы ждать чуть ли не удвоения уже в ближайший год. Но в условиях неопределенности экономической ситуации мы скорректировали свой прогноз до 15%. Дальше будет видно», – говорит Александр Лапунов. Татьяна Горожанкина также отмечает, что кризис сведет на нет тот потенциал, который сулили налоговые послабления. А продакт-менеджер по личному страхованию СГ «Уралсиб» Мария Барсова ожидает в следующем году прирост не выше 8%. «Возможно, в 2009-м будет некоторое снижение в ДМС, максимум на 25% по отношению к 2008‑му в связи с банковским кризисом», – добавляет Сергей Васильев.
И без того сужающийся спрос продавит рост тарифов: рентабельность невысокая, пространство для ценовых маневров очень ограниченно, а темпы «медицинской» инфляции сейчас выше, чем обычной. «Ежегодно услуги лечебных учреждений дорожают на 15% и более», – свидетельствует Александр Лапунов. До недавних пор страховщикам удавалось ограничивать рост собственных тарифов 10% в год, Татьяна Горожанкина называет еще меньшие цифры – 5–7%. И это вполне объяснимо – на фоне нарастающих оборотов. Теперь инфляция едва прогнозируема, что ставит страховщиков в неловкое
положение: получают премию они сейчас, а оплачивать услуги придется в течение года, сколько они будут стоить – ни­кто не знает. Впрочем, как утешает главный врач медицин­ского сообщества «Деталь» Алексей Юриков, на данном этапе финансовый кризис не должен сказаться на стоимости медицинских услуг, по крайней мере, напрямую: «Изменения могут быть вызваны лишь пересмотром цен поставщиками расходных материалов, а также коммунальных и арендных платежей». Есть, кстати, и кое-какие резервы, позволяющие страховым компаниям (а значит, и их клиентам) сэкономить. Прежде всего речь идет об усилении контроля над контрагентами из числа лечебных заведений. И хотя опрошенные «Ф.» специалисты утверждают, что практика «раскручивания на деньги» (назначение лишних обследований, анализов, процедур) уходит в прошлое, экспертам компаний есть к чему стремиться по прошествии тучных лет.
Страховщики все же пытаются найти в процессах, запущенных кризисом, положительные для рынка стороны. Некоторые полагают, что нынешняя ситуация поспособствует его оздо­ровлению. «На 1 января 2008 года ДМС занималось 450 страховщиков. Это беспрецедентно много. В Германии, где рынок медстрахования в десять раз больше российского, компаний в десять раз меньше. Логика этого бизнеса диктует потребность в обслуживании очень большого числа застрахованных. От мелких компаний никому нет пользы, даже их учредителям: эти операторы проедают свой капитал и деньги акционеров», – уверен директор департамента медицинского страхования «Ингосстраха» Михаил Копитайко.

 

«Доктор сказал «кризис» – значит, кризис»

 

«Доктор сказал «кризис» – значит, кризис»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль