Рейтинг страховщиков: до и после кризиса

80
Перспективы. Похоже, тучные годы прошли и цифры, которые отражены сегодня в таблицах рейтинга, в следующий раз для многих его участников окажутся недостижимыми.

В сравнительно благополучные первые шесть месяцев этого года отечественный страховой рынок уверенно шел в гору, в отсутствие серьезных по­трясений совокупные сборы выросли на 24,5% по сравнению с январем – июлем 2007‑го, составив 476,2 млрд рублей. Если по­смотреть отдельные направления, то на 22,4% увеличились премии по имущественному страхованию, на 26,1% – по добровольному личному. ОСАГО порадовало меньше – 13,3%. Но это общие цифры.

Розница. Кризис ударил по конкретным видам, и очень прицельно. Еще в мае, когда «Ф.» подводил итоги прошлого года (№ 19), страховые менеджеры жаловались, что каско кредитных автомобилей стремительно теряет рентабельность и вот-вот начнет «выключать» игроков. Что ж, сейчас в каком-то смысле станет проще – резкое сокращение объема выдаваемых ссуд избавит компании от значительной части убыточного бизнеса. Между тем доля автокаско в розничных портфелях страховщиков из рейтинга «Ф.» приближается в среднем к 60% (интересно – почти столько же составляет средняя убыточность), у иных операторов, в том числе крупных, показатель превышает 70%. Какое-то время объем продаж могут поддерживать пролонгации полисов. Они будут: те же банки требуют, чтобы залоговое имущество оставалось под защитой до полного погашения задолженности. Но ведь будут и дефолты, по умолчанию сокращающие клиентскую базу страховщиков. Последние, однако, получают в руки компенсационный рычаг – повышение тарифов. Раз заемщику все равно придется платить – почему бы ему не платить больше. Операторы рынка, впрочем, обещают совесть не терять, а иногда даже угрожают сами себе демпингом (№ 39), дескать, сейчас все попадают в тяжелую зависимость от входящего денежного потока. Слабый аргумент. Во-первых, многие игроки привыкли работать «с колес» еще в «мирные» времена. Одни за это уже поплатились, других такая судьба ждет в ближайшие месяцы. Во-вторых, банкам придется уделять все больше внимания надежности обеспечения, а связываться со слабыми демпингующими компаниями опасно. Все претензии со стороны ФАС по поводу сговоров сейчас будут вежливо отклоняться. Главный ныне – ЦБ.
Банковский канал реализации пересыхает, и касается это не только автосегмента. Компании неохотно раскрывают данные, но вот, например, у «АльфаСтрахования» в первом полугодии на этот канал приходилось 12% розничных продаж. «Кризис уже напрямую затронул наш рынок. Основная причина – резкое уменьшение объемов кредитования: практически на 80% сократилось ипотечное страхование, ощутимо снизилось количество продаж автомобилей в салонах, упали обороты лизинговых компаний. Банковское страхование, страхование жизни потеряют больше всего», – полагает глава дирекции развития страхования компании «Макс» Светлана Гусар. А ведь именно эти направления все последние годы росли неслыханными темпами.
Интересно посмотреть на сборы по страхованию домов и квартир. Если «Росгосстрах» – безусловный лидер этого сегмента – за шесть месяцев 2008-го со­брал почти на 7% больше, чем за аналогичный период 2007-го, то занимавшая второе место «Ресо-гарантия» увеличила соответствующий портфель на 90%, а Военно-страховая компания (третье место) почти удвоила его. Одновременно росли сборы и по личным видам страхования. Очевидно, во многом также за счет заемщиков. Динамично развивалось и розничное ДМС, но это другая история (стр. 46).
В условиях кризиса ожидать продолжения роста наивно, и дело не только в свертывании кредитования. По оценкам участников рынка, например, в том же сегменте «квартир и домов» почти наверняка последует снижение. «Клиенты будут экономить на полисах в первую очередь по низкоубыточным видам. И это понятно: страховал человек квартиру пять лет, ничего не случалось, так может, и дальше не случится», – моделирует поведение первый заместитель гендиректора «Стандарт-резерва», заместитель гендиректора Московской страховой компании Ирина Мельникова. С другой стороны, по ее словам, водители не оставят без защиты свои машины: «Каско, ОСАГО и добровольная «автогражданка» будут востребованы. Возможно, в период кризиса в целях экономии будут покупаться продукты с франшизой. Это, конечно, не означает рост, но у страховщиков есть шанс удерживать портфели. Сборы по остальным видам с разной скоростью будут снижаться». В свою очередь заместитель начальника управления маркетинга «ВТБ Страхования» Михаил Мурин предполагает, что, несмотря на ежедневно усугубляющийся кризис, в дальнейшем доля физлиц в совокупных сборах будет расти.
Если по показателям годового прироста участники рынка все еще рассчитывают закончить 2008-й на позитивной ноте, то динамика 2009-го вряд ли обнадежит. В следующем году страховщики ожидают снижение темпов роста рынка на 10–15%, при худшем исходе – на 50%. «Будет тяжелая ситуация. В условиях затянувшегося кризиса хорошо, если в начале следующего года рынок выйдет на объем первого квартала прошлого. При более благоприятной ситуации увеличение сборов составит примерно 3–5%», – предполагает Светлана Гусар.

Корпоратив.
Страхование корпоративных клиентов – более прибыльное занятие, чем работа с гражданами. «Во-первых, портфель по юридиче­ским лицам лучше сбалансирован, доля каско меньше, других имущественных видов больше. Во-вторых, даже по каско убыточность по «юрикам» ниже. В-третьих, затраты на заключение одного договора, скажем, по парку из 200 машин меньше, чем по 200 договорам с ”физиками“», – объясняет Ирина Мельникова.
По оценкам экспертов, рынок корпоративного страхования по итогам первого полугодия вырос на 20–30% по сравнению с январем – июнем 2007-го. Убыточность по основным его видам оставалась в пределах 35%. Наиболее активно развивалось страхование грузов, имущества, строительно-монтажных рисков и ДМС. «Неплохая динамика была и по страхованию ответственности юридических лиц. Здесь также высокие темпы роста, но база все еще невелика», – говорит заместитель гендиректора по корпоративному бизнесу компании «Ингосстрах» Николай Галушин.
У «корпоратива» сегодня свои болевые точки. По мнению экспертов, более других пострадают такие направления, как страхование недвижимости компаний малого и среднего бизнеса, поскольку зачастую речь идет о предметах залога по банковским кредитам; страхование железнодорожных, авиационных и автотранспортных средств, приобретенных в лизинг. Еще сильнее кризис ударит по бизнесу, связанному с защитой от финансовых рисков, в частности по страхованию торговых кредитов. «Безусловно, определенное снижение сборов будет наблюдаться и в сегменте корпоративного личного страхования, в первую очередь, ДМС. В условиях сокращения издержек расходы на персонал в части так называемого социального пакета будут пересматриваться в первую очередь», – считает заместитель гендиректора ПСГ «Основа» Ольга Гафурова. Не обойдется без серьезных потерь на рынке строительно-монтажных рисков (СМР). «Сложности с финансированием приведут к сокращению объемов строительства, как следствие, к сокращению объемов СМР. В связи с долгосрочностью договоров страхования (заключаются, как правило, не на год, а на весь срок строительст­ва), в 2009 году будет наблюдаться некоторая инерция в динамике сборов», – считает Николай Галушин.
Но существуют и привлекательные виды бизнеса, например, страхование ответственности перевозчиков. «Практически все грузовладельцы сегодня готовы работать с транспортными компаниями только при наличии у по­следних адекватной страховой защиты. Потенциал у рынка здесь очень высок, и в 2009 году рост может составить до 40%», – считает гендиректор «Межрегионгаранта» Евгений Потапов.

M&A. По оценкам специалистов, финансовый кризис способен серьезно перекроить страховой рынок, и уже не за горами очередной виток слияний и по­глощений. Но ожидать новой волны инвестиций со стороны иностранных игроков не стоит. «В условиях острой нехватки ликвидности у западных компаний, а также фактически полного закрытия кредитных линий по подобным операциям – проведение крупных сделок маловероятно. К тому же, в развитых странах сейчас на продажу выставлено значительное число первоклассных страховщиков с отлаженными бизнес-процессами, отчетностью, значительной клиентской базой», – говорит руководитель департамента стратегического планирования и маркетинга страховой компании «Россия» Андрей Бондаренко. А ведь именно под иностранного инвестора многие компании в свое время себе в убыток наращивали розничные портфели, в том числе по каско и ОСАГО.
Сейчас можно ожидать продаж страховых компаний, развивавшихся под эгидой крупных банковских групп. Банки продают непрофильные подразделения, изыскивая новые ресурсы для поддер­жания собственного бизнеса, и покупатели могут рассчитывать на значительный дисконт. По мнению Ольги Гафуровой, новую волну покупок можно ждать в начале 2009-го. Михаил Мурин из «ВТБ Страхование» склонен считать, что рост активности на рынке M&A произойдет во второй половине следующего года и будет обусловлено снижением стоимости продаваемых активов. «С другой стороны, для активизации сделок, связанных с поглощением отечественных страховщиков, должна стабилизироваться обстановка на мировом финансовом рынке в целом», – добавляет он.

 

Рейтинг страховщиков: до и после кризиса

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль