С прививкой от паники

32
Последнее время специалистам хотелось денег и славы. Голово­кружения от карьерных побед не давали сидеть на месте: работу с легкостью меняли каждые год-два. Теперь всех потянуло на покой и  корпоративный уют: переоценка ценностей произошла.

Компетенции сотрудников, востребованные отечественными компаниями, несколько отличаются от необходимых в западных бизнес-структурах. Поясню: в 2004 году IFC провела исследование корпоративного управления в России. В нем были очень четко и справедливо выделены пять признаков типичной российской крупной компании. Один из них – перманент­ный процесс реорганизации. То есть большинство отечественных бизнес-структур находятся в состоянии постоянных изменений. «Привычка к переменам» дает российскому бизнесу, на мой взгляд, возможность более гибко и оперативно реагировать на кризисные ситуации. Соответственно, одна из ключевых компетенций сотрудника – способность работать в таких условиях, так называемый «иммунитет к панике». Кризис является тем самым моментом, когда становится понятно, насколько эффективен и работник, и руководитель. Успешная компания должна быть проверена временем, и в том числе такими сложными ситуациями.
В России многие не видят разницы между успехом и удачей. На растущем рынке велика вероятность везения. Но на рынке, который стоит или падает, важен именно успех – планомерный, долгосрочный. До кризиса мы видели в большинстве своем именно ориентацию на удачу. Сотрудник хотел денег, славы, быстрого роста, интересных проектов. Как во многих случаях проходил быстрый карьерный рост? Допустим, кто-то ставил перед собой цель быть финансовым директором. Начинал с финансового менеджера в маленькой компании, которая производила стеклянные бутылки, потом переходил в компанию покрупнее, с выручкой в разы больше, производящую диски для шин. И при этом просился на позицию финансового директора. Брал на себя ответственность, убеждал… И его принимали, потому что в условиях кадрового голода и сумасшедших цен на рынке труда не каждая компания могла позволить себе профессионала. А начинающему можно было много и не платить, ведь на данном этапе его интересовали не деньги, а опыт. Правда, всего через год такой энтузиаст, отчитавшись перед налоговой инспекцией, говорил, что он теперь – полноценный финансовый директор. И если на заводе
не начинали платить больше, то выходил на открытый рынок. Подобных историй очень много, а ведь профессиональное становление – значительно более долгий процесс.
Теперь карьеристы поостынут: на первое место выходит требование стабильности. Сложно сказать, насколько основательно эта перемена уже укоренилась в сознании. Всем по-прежнему хочется расти, но есть понимание: тяжелая ситуация является ограничителем, и поэтому сотрудники должны соизмерять свои пожелания и потенциал. Я считаю, что кризис – это возможность для сотрудника расти «по горизонтали», развить в себе новые полезные навыки, на которые раньше не хватало времени.
Наконец, должно измениться отношение к понятию «лояльность», ныне очень искаженному. Многие понимают ее как благодарность сотрудника за те деньги, которые ему платит компания. Конечно, такой специалист будет лоялен к компании, несмотря ни на что, но при этом он может быть и неэффективен. Кризис, как мне кажется, воспитает другое чувст­во. Возможно, пройдя через трудности вме­сте со своей компанией, многие люди пере­осмыслят свое отношение к работе. Появится приверженность – когда сотрудники идентифицируют себя с компанией, разделяют ее ценности, живут по неким правилам и согласны с этими правилами.
Мы временно приостановили набор персонала, но продолжаем общаться с интересными кандидатами.  В течение еще пары лет наиболее эффективным способом увеличения числа талантливых менеджеров в коллективе останется их поиск и привлечение. Параллельно нужно выращивать своих. Но нам, как молодой компании, уже сейчас нужны люди с соответ­ствующим опытом успешной работы. На растущем, докризисном, рынке катастрофиче­ски не хватало инвестиционных аналитиков, профессиональных аудиторов с опытом работы в нефтяной промышленности, металлургии, энергетике, и кандидаты всегда выбирали из двух-трех компаний. Нашими конкурентами были в том числе международные инвестбанки. Теперь гораздо меньше специалистов интересуются громкостью имени. Люди стали заметно сговорчивее, а зарплатные ожидания снизились в среднем на 20%.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль