Финансы двоичным кодом

70
Технологии. Автоматизация финансов не так проста, как может показаться на первый взгляд. Здесь порой теряются даже набившие руку консультанты. Зато не так важна отраслевая специфика.

 Два химических завода по очереди стали клиентами IT-консультанта. Оба намеревались автоматизировать управление финансами. Их производственные процессы были похожи друг на друга, как братья-близнецы. До такой степени, что, внедрив соответствующее решение на одном заводе, можно было с минимальными доработками установить его на другом. Управление финансами столь однородным не было. Бухгалтеры предъявили совершенно разные требования к «Книге покупок», оформлению операций импорта. «Например, к отражению входящего
НДС», – вспоминает директор департамента решений Oracle компании GMCS Марина Горная.
Финансовый блок компании, как правило, охватывает бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, МСФО и бюджетирование. Из перечисленного относительно просто автоматизируется на базе типового решения бухгалтерский и налоговый учет. Сэкономить на внедрении систем для оставшихся служб финансового блока не удастся. «“Коробочное” решение не даст бюджетированию и управленческому учету ничего, кроме чистого “примитива”, не имеющего к практике никакого отношения», – категоричен директор бизнес-направления управленческого консалтинга компании «Микротест» Михаил Цветков.

Оптимизация платежей.
Автоматизация стандартных операций бухучета при внедрении ERP-системы, как правило, не вызывает никаких сложностей. «Все они описываются в типовых проект­ных решениях», – говорит Кирилл Романов, начальник отдела финансового консалтинга ГК «Оптима». Но даже если руководство компании убеждено в «совпадении» бухучета с типовой си­стемой, радоваться рано. Каждая операция может быть выполнена множеством
способов – пресловутая «российская специфика». Поэтому к западным разработчикам за автоматизацией бухучета по РСБУ лучше не обращаться. «В стандарт­ных “экспортных” ERP-системах нет такого привычного для российских финансистов инструмента, как корреспонденция счетов. Это исключительно российское понятие», – приводит пример Марина Горная. По мнению Михаила Цветкова, существует только одно более-менее типовое решение – управление денежными средствами: «Но даже здесь возможно несколько вариантов организации контроля: централизованный, распределенный и смешанный».
В свете кризиса большое значение приобретает работа с затратами. Зача­стую заказчики хотят больше, нежели просто автоматизацию процесса плановых (бюджетных) платежей. Например, настроить последовательность закрытия счетов с неограниченным количеством шагов (стандартный вариант предусматривает 2–3 этапа согласований), возможность задания различных алгоритмов распределения. В типовом решении платежи компании обычно классифицируются по нескольким группам, им присваивается определенная очередность. В условиях кризиса требуется более гибкий и оперативный подход – на первое место может выйти платеж, ранее проводившийся в последнюю очередь, и наоборот.
Отдельный разговор – модули по управле­нию и расчетам с персоналом. Их данные необходимы бухгалтерам, налоговым специалистам. Но в рамках практически любого типового решения интеграция HR и финансов требует трудоемких ручных операций. Марина Горная предлагает решить проблему с по­мощью соответствующих интерфейсов.

Учет преткновения. Налоговый учет в России гораздо более формализован, чем даже МСФО. При составлении отчетности для инспекции часть показателей можно взять из РСБУ, другие – обязательно пересчитываются. «Например, расходы, подлежащие нормированию (рекламные, представительские), расчет и нормирование резерва по сомни­тельным долгам, учет убытка от уступки права требования», – рассказывает Кирилл Романов. Эти моменты потребуют дополнительного внимания разработчика. Но настоящим «камнем преткновения» для программистов становится учет налога на прибыль в соответствии с требованиями ПБУ 18/02. «Настроить автоматическое определение системой доходов и расходов, принимаемых или не принимаемых к налоговому учету, – очень трудоемкий и дорогостоящий процесс, – делится опытом Кирилл Романов. – Чаще всего выбирается метод, согласно которому на этапе ввода документа бухгалтер вручную распределяет сумму расхода или дохода на принимаемые и не принимаемые к налоговому учету». Отследить в системе начисление и погашение отложенных налоговых обязательств и отложенных налоговых активов также возможно только с помощью дополнительных разработок.
Бюджетирование завести в типовое решение не менее сложно. Уровни этого процесса и подходы к нему (например, снизу вверх или сверху вниз) могут значительно отличаться. «От методики бюджетирования зависит количест­во бюджетов, механизмы формирования плановых и фактических значений, – говорит Наталья Овчаренко, директор по консалтингу компании «АНД Проджект». – Следовательно, их нельзя заранее заложить в систему». В итоге внедрение модуля бюджетирования превращается в дорогостоящую задачу. Второй, более экономичный путь – компания самостоятельно покупает программу-кон­структор и сама настраивает необходимые ей отчеты.

Немыслимые разрезы.
Вести МСФО можно двумя методами: трансформации и параллельного учета. В основе в любом случае лежит учетная политика конкретного предприятия. Корректировки, необходимые при трансформации, всегда будут камнем преткно­вения для автоматизации. «Особенно трудно алгоритмизировать поправки,
которые делаются на основе экспертного суждения. Например, начисление резервов, – поясняет Наталья Овчаренко. Она советует предоставить возможность строить гибкие запросы с возможностью группировок и настройки вычислений, на основе которых сотрудник сможет сделать корректирующие проводки.
Постоянный предмет интереса топ-менеджмента – управленческая отчетность. От программного решения требуется оперативно фиксировать показатели и компоновать их в заданных разрезах, порой весьма неожиданных. С момента всплеска интереса к ERP-системам с 1998 года время поработало на заказчиков. Появилось довольно много отечественных решений, апробированных в бизнесе. И если как следует поискать, то вполне можно найти продукт если не полностью отвечающий требованиям, то хотя бы совпадающий с ними на 60–80%.
Главное в управленческом учете – возможность быстро создать новые отчеты, по которым руководство анализирует состояние бизнеса на текущий момент. Здесь поможет функционал, позволяющий, как и в случае с бюджетированием, самостоятельно настроить аналитику. Например, существуют «конструкторы», которые на основе данных ERP-системы «под заказ» создают оборотно-сальдовую ведомость по группе, основным средст­вам, клиентам, поставщикам, складу.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль