Деньги для малых и средних

70
Кризис. Осень 2008 года выдалась неспокойная: проблемы с ликвидно­стью и сжатие фондирования коснулись многих. Небольшим предприятиям оставаться на плаву стало гораздо труднее.

 Сильнее всего проблемы затронули банковский сектор. По свидетельству участников рынка, к середине октября российские кредитные организации почти полностью прекратили взаимное кредитование – время от времени фиксируются одиночные сделки по недавно еще немыслимой цене, достигающей 22–24% годовых.
В индустрии Commercial Finance неприятности пока не столь заметны, хотя с конца августа – начала сентября объемы финансирования стали уменьшаться, а количество новых клиентов в портфелях лизинговых и факторинговых компаний устремилось к нулю. Участники рынка в большинстве своем заняли консервативную позицию и рисковать не стремятся.
Как же малому и среднему бизнесу (МСБ) решать проблемы привлечения ресурсов в новых рыночных обстоятельствах? По мнению коммерческого директора Volkswagen Group Finanz  Владимира Мартюкова, готовой формулы, к сожалению, нет. Мировая экономика столкнулась с принципиально новым видом кризиса, который затронул все существующие бизнес-модели и функ­ционирующие коммерческие институты, как крупные, так и не очень. «Решение в каждом конкретном случае будет индивидуальным, – считает эксперт. – Одно ясно: без изменения ситуации на всем мировом финансовом рынке вернуться в прежнее состояние в ближайший год практически невозможно».
Вице-президент банка «Московский Капитал» Дмитрий Терехов уверен, что в ближайшее время компаниям, относящимся к МСБ, не стоит рассчитывать на длительные кредиты по привлекательным ставкам. Что касается рефинансирования операционной деятельности, то стоит обратить внимание на эффективное управление дебиторской и кредиторской задолженностями – возможно, даже пересмотреть политику по внеоборотным активам в сторону уменьшения этого показателя в балансе предприятия.
Замдиректора департамента по работе с малым бизнесом Номос-банка Олег Луговой уверен, что ситуация с российским МСБ гораздо лучше, чем с крупным бизнесом. «Малый бизнес менее капиталоемкий. Поэтому небольшие компании имеют больше шансов получить в банке кредит на реализацию того или иного проекта. Особенно в условиях кризиса», – считает он. Позиция эксперта основывается на том, что «малыши» главным образом нуждаются в краткосрочных займах, которые по своим объемам весьма невелики, а следовательно, эти деньги найти гораздо легче. Не исключено, что именно на такие продукты и будут в краткосрочной перспективе ориентироваться банки – доходность по ним гораздо выше. Плюс происходит значительная диверсификация клиентской базы.
Ожидается, что большую помощь столичному МСБ продолжит оказывать Фонд содействия кредитованию малого бизнеса Москвы (ФСКМБМ), который выступает поручителем по кредитам. Гарантия фонда позволяет банкам выдавать ссуды при недостатке обеспечения. Ежегодно лимит ФСКМБМ увеличивается, что вселяет в участников рынка надежду на поддержку мо­сковских властей и в условиях кризиса.
Директор управления фондами прямых инвестиций ИК «Тройка Диалог» Владимир Козлов указывает, что в распоряжении предприятий остались все те же инструменты фондирования, что и в докризисный период: «Ничего нового не изо­бретено. Изменились лишь доступность, эффективность и стоимость ресурсов. Что касается малого и среднего бизнеса, то для этих компаний наиболее предпочтительными всегда были прямые инвестиции». Кроме того, по мнению эксперта, у реального бизнеса остаются такие виды получения средств, как факторинг и лизинг, – пусть эти ресурсы далеко не самые дешевые, но их получить гораздо проще, чем классические кредиты.
Владимир Козлов утверждает, что в краткосрочной и среднесрочной перспективе быстрому развитию индустрии Commercial Finance (CF) будет мешать недостаток фондирования: существенно вырастет стоимость услуг и затормозятся темпы развития рынка. Но по мере возрастания ликвидности малый и средний бизнес получит широкий доступ к этому ин­струменту.
По мнению Дмитрия Терехова, специализация CF-компаний станет своеобразным прорывом: факторинговые и лизинговые клиенты приучатся мыслить «вне банков», увидев возможность закрывать все большее число своих потребностей услугами Commercial Finance. При правильно выбранной маркетинговой политике CF-компании получат преимущества в конкуренции с банками в борьбе за обслуживание корпоративных клиентов, в том числе сектора МСБ.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль