Народный Лэндкрузер

52
06.10

Вернулся из командировки в Алма-Ату. Привез кое-какие частнофинансовые наблюдения о стране победившего кредитного риска.

Дорога из аэропорта, неширокая трасса – по два ряда в каждом направлении, с обеих сторон облеплена автосалонами. Самые разные марки: от бюджетных «рено» до спортивных «мерседесов». Салонов – тьма. Кроме узкоспециализированных дилеров во множестве представлены универсальные – торгующие всем подряд, не имеющие понятия о сегментации рынка. Я даже не знаю, с чем сравнить эту «аллею автосалонов». Все-таки это не парфюмерные магазины или бакалейные лавки, которые могут сконцентрироваться в старом квартале какого-нибудь городка и слыть частью его «особого колорита». Здесь никаких национальных особенностей: японские, китайские, корейские, европейские, американские машины в изобилии в традиционных форматах.

В Казахстане любят внедорожники. И если говорить о народном автомобиле применительно к Алма-Ате, то это, пожалуй, «лэндкрузер» (и необязательно «праворукий»). Их очень много, во всяком случае, в относительном измерении. Уж точно больше, чем «жигулей» и «волг» вместе взятых. За три дня пребывания в городе видел только три вазовские «классики» – столько же раз наблюдал «бэнтли». В отсутствие советских машин автопарк в целом выглядит презентабельнее, чем в российских городах-миллионниках, хотя европейской и японской рухляди здесь тоже хватает. Живут же люди?! Ну не знаю. Статистикой по обеспеченности транспортом населения не владею. Но казахстанские коллеги постарались объяснить феномен «народного лэндкрузера».

Во-первых, за неимением собственного автопрома и потребности в протекционизме иномарки стоят заметно дешевле, чем в России. В аэропорту (авто продаются даже там) стоял новенький «митсубиши» L200 за 3,5 млн тенге, это меньше 750 тыс. рублей. Неудивительно, что бизнес по перегону машин и из Японии, и из Европы чрезвычайно рентабелен – и почти также уважаем, как нефтяной.

Во-вторых, низкая угоняемость. Местные гаишники запустили какую-то волшебную информационную систему, которая сильно затрудняет нелегальный автооборот. Не знаю, в чем магия, но риск «угон» в тарифах по каско почти ничего «не весит», только «ущерб». Страховка в результате стоит всего 5–6% от стоимости машины. А в ставках по атокредитам отсутствует премия за криминальные риски (заложенный автомобиль, как мне объяснили, в Казахстане, в отличие от России, почти невозможно продать).

А кредитование развито сверх всякой меры. Это, в-третьих, и в главных. Изрядное количество тех же «лэндкрузеров», «лексусов» и даже «порше», не говоря уже о более скромных иномарках, покупается в кредит. Логика простая: если твой бизнес приносит 20% в год, а на машину можно занять под 10%, то зачем вынимать деньги из дела? Конкурентный банковский рынок, очень низкий для СНГ уровень инфляции, доступ к дешевому фондированию на Западе, – почему бы и не случиться кредитному буму? И он случился, причем сразу и в розничном, и в корпоративном сегментах.

Но прошлой осенью зимой «концепция поменялась» – дешевые деньги из-за границы поступать перестали, местные финансисты пришли в ужас – шутка ли, внешний долг по размерам почти сравнялся с ВВП, и все это – корпоративные заимствования. Всеобщего дефолта, однако, не случилось – государство накачало экономику деньгами. «Политика партии», как мне пояснили коллеги, выглядит примерно так: если частный банк попадает на грань дефолта, он обязан провести допэмиссию своих акций в пользу государства в обмен на финансирование. Но что потом делать с этим госдобром, пока не очень понятно. Одновременно создаются некие фонды, в которых аккумулируется залоговое имущество, дабы его единовременная реализация не обрушила цены. В основном фонды наполнены недвижимостью.

А она в стране дешевеет – за год почти на 50% по обычному жилью и на 20% – по элитному. «На рынке не осталось покупателей», – рассказывают коллеги. Естественно – ипотека-то свернулась. А $1000–1200 за квадратный метр старого и малоудобного жилья – цена не слишком доступная по здешним меркам.

Виллы по дороге в Медео, однако, строятся и поныне. В местном элитном поселке цена иных коттеджей, если верить гиду, переваливает за $5 млн. Раньше, говорит он, на этих землях были яблоневые сады, которые по легенде еще в незапамятные времена дали имя городу (Алма-Ата в переводе – Отец яблока). «Жалко, наверное, вырубленный сад?», – поинтересовался один из моих соотечественников. «Жалко, конечно, – отозвался сопровождающий. – Но вы посмотрите, какие дома красивые!». Удивительно толерантное отношение к чужому богатству.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль