Каждому свое

79
Технологии. Российский рынок автоматизации страхования сложно описать, выбрать решение еще труднее. Но есть тенденция – большинство игроков предпочитают отечественные разработки.

Оценить объем российского рынка автоматизации страховых компаний (СК) трудно: отсутствует какая-либо статистика. Марат Генатулин, директор «Интелис-автоматизации», говорит о $40–80 млн в год. «Рынка ERP-решений для страховщиков в России просто нет, – утверждает генеральный директор «Лаборатории страхования» Сергей Олесюк. – Потому что как в России, так и в странах СНГ почти нет успешных внедрений». Реальными участниками рынка он называет решения «КИАС: Страхование» для компаний первой сотни по сборам премии, и системы на базе «1С: Предприятие» для страховщиков второй и третьей сотни. По собственной оценке «Лаборатории», в первом случае компания занимает 3% рынка, во втором – 2%.

Марат Генатулин называет основными игроками рынка Oracle и «1C». Другие вендоры либо только начинают работать на этом рынке (Microsoft, SAP), либо занимают незначительную долю (TIA, Unicus, «Парус», «Инфин»). «Лидера нет и пока не намечается», – размышляет Марат Генатулин. Его слова намеревается опровергнуть «Лаборатория страхования», планируя увеличить долю присутствия до 30% в первом сегменте и 10–15% во втором. В скором будущем на рынке появится профильное решение корпорации «Галактика». По словам ее представителя Софьи Одинцовой, пока система для страхования обкатывается на украинском рынке.

Решения по автоматизации СК делятся на два класса – конструкторы и типовые решения. Первые предполагают значительную работу по определению понятийного аппарата, построению алгоритмов расчетов, созданию форм документов. В результате страховщик получает индивидуальное решение и все связанные с этим проблемы. Типовые решения делятся на подвиды: отечественные и зарубежные. Страна происхождения в данном случае сильно влияет на функционал.

Буква закона. Сложность автоматизации страховщиков объясняется постоянными изменениями в законодательстве. «Это непреодолимое препятствие для большинства разработчиков», – говорит Сергей Олесюк. Учетные политики компаний, определяющие требования к IT-решениям, не просто индивидуальны, но и порой противоречат друг другу по основным вопросам.

В итоге отечественным разработчикам приходится закладывать в свои системы более высокий уровень вариативности. Например, в КИАС процесс начисления страховой премии в бух­учете по договорам прошлых лет можно настроить в четырех режимах, отражение в учете вознаграждения посреднику за заключение договора страхования – в трех режимах. «Запрограммировать это не сложно, труднее понять, – комментирует Сергей Олесюк. – Вот и получается, “что русскому здорово, то немцу – смерть”». Поясняет Марат Генатулин: «Из-за особенностей законодательства, особенно требований ФССН к актуарным расчетам и страховой статистической отчетности, и российского бухгалтерского учета, на локализацию западных ERP-решений уходит огромное количество времени». Законы, по сути, «продвигают» российское ПО.

Кроме высокой стоимости, к недостаткам зарубежных решений можно отнести языковой барьер. Отсутствие полнейшего взаимопонимания с консультантом, ведущим проект, повышает риск неэффективной автоматизации. «У каждого заказчика всегда своя специфика управленческого учета, начислений, расчетов, регистрации управленческих данных, тарификации, – говорит Людмила Абламская, директор отделения консалтинга компании «Форс – центр разработки». – Какой бы гибкой ни была система, в правилах необходимо разобраться, а иностранный язык препятствует этому». Отсутствие русского интерфейса также не приветствуется заказчиками.

Наконец, распространению решений иностранных вендоров препятствует специфика российского страхового бизнеса, указывает Марат Генатулин. В России у страхового бизнеса, как правило, вертикальная структура, в то время как в Европе развита специализация и гораздо активнее работают страховые посредники.

Заграница поможет. Основной недостаток отечественных решений – пока это именно отраслевые модули, которые сложно назвать ERP-системами. «Они оставляют за кадром ряд важных вопросов: аналитические приложения, автоматизацию бюджетных процессов, ведение стандартного кадрового учета», – поясняет Людмила Абламская. На недостаток функционала указывают и клиенты. «Мало какая отечественная система для страховых компаний изначально включает элементы CRM, Call-центр, электронную очередь, систему обработки заявок, работу с электронным хранилищем File-net, автоматический бэк-офис и многое другое», – говорит Михаил Болдырев, директор департамента корпоративных стандартов и технологий СК «Цюрих-ритейл». Ему пришлось заказывать эти операции дополнительно.

При установке, например, SAP for Insurance (типовое решение на базе mySAP Business Suite) таких проблем не возникло бы. «У него оптимальный набор функциональностей. Это бюджетирование, бухгалтерский и управленческий учет и, конечно, управление человеческими ресурсами. Затраты на HR – важная статья затрат в страховом бизнесе, – размышляет Ольга Ковалева, заместитель гендиректора Energy Consulting/Corporate IT Solutions. – А у SAP есть целое решение ERP HCM, которое включает в себя функции планирования и управления этими затратами».

Расходы на персонал в финансовом секторе действительно велики. Неслучайно модуль для управления ими страховщики и банкиры внедряют одним из первых. Так поступила ФК «Уралсиб», установив еще в 2005 году HCM от SAP. Остальные модули последовали позже. «За счет внедрения такой системы существенно снижаются трудозатраты на ведение учета и расчета заработной платы, – говорит Ольга Ковалева. – Усиливается контроль над ключевыми процессами кадрового администрирования, появляется возможность для аудита системы оплаты труда. По мере эксплуатации нарастает экономическая отдача».

В том числе поэтому заказчики обращаются к иностранным вендорам. Есть еще ряд причин. Во-первых, российские подразделения иностранных фирм обязаны следовать корпоративным стандартам, в том числе и в области IT. Во-вторых, установка системы со всемирно известным брэндом положительно влияет на капитализацию. В-третьих, иностранные системы, как правило, значительно мощнее российских. «Для страхового бизнеса, где необходимо обрабатывать внушительные объемы информации, учитывать и распределять финансовые потоки, повышать прозрачность взаимодействия с территориально распределенными структурами, эффективность управления, в том числе персоналом, – это принципиальное преимущество», – уверена Ольга Ковалева.

Наконец, российские представительства зарубежных поставщиков широко анонсируют успешные внедрения своей компании по всему миру, что не может не повлиять на представителей заказчика. «Решения от Oracle или SAP выгодны страховщикам, планирующим в ближайшие 3–5 лет провести IPO», – резюмирует Марат Генатулин.

Что выбрать? При внедрении комплексного зарубежного решения, состоящего из набора необходимых модулей, придется потратить много сил и денег на доработку под особенности законодательства и российского страхового рынка. В свою очередь, у более дешевого варианта с автоматизацией специфических функций СК при помощи отечественного программного обеспечения хуже функциональность. Истина посередине: российская система для учета, и зарубежная для всего остального. В банках это уже давно поняли и сочетают преимущества тех и других (№ 14, 2008). В отстающем страховом секторе до правды только-только начинают докапываться.

Опыт страховщиков. При внедрении системы для СК «Цюрих.Ритейл» на первом месте стояли сроки. Компания автоматизировалась в экстренном режиме. В 2004-2006 годах тогда еще под названием «Наста» она ежегодно удваивала сборы страховых премий. IT-архитектура к такой динамике была не готова. Все возможности масштабирования более чем 30 учетных систем были исчерпаны. Руководство поставило задачу внедрить единую систему в центральном офисе и 67 филиалах за один год, перенести в нее данные из старых решений. Так родились условия к системе и интегратору: готовое решение, пускай и требующее некоторых доработок, но не конструктор «сделай сам»; в штате консультанта должно быть достаточное количество специалистов в области страхования. «Обычно в интегратор представляет программистов, мало разбирающихся в специфике страхового бизнеса. Приходится самим разрабатывать алгоритмы, доверяя поставщику только процесс кодирования», - поясняет Михаил Болдырев.

На все условия согласился только отечественный интегратор. Но уложиться в сроки так и не удалось - вместо года проект длился два, пришлось дорабатывать функционал. «“Цюрих.Ритейл” - чисто розничная компания с большими объемами транзакций по договорам и убыткам, - рассказывает Михаил Болдырев. - В исходном виде решение не было готово к обслуживанию такого количества информации. Выполнение рутинных операций было крайне трудозатратным. Пришлось совместными усилиями искать решение по их автоматизации». Теперь головная компания ООО СК «Цюрих. Ритейл», московская дирекция и филиалы по всей стране, а также их агентства (более 300) работают в единой системе.

СК «Ростра», выбирая IT-систему, в первую очередь ориентировалась на реальный опыт успешных внедрений. В результате была выбрана КИАС. «Причины очевидны, если посмотреть на результаты проектов за последние 3-5 лет. Ни одного внедрения «под ключ», кроме КИАС, мы не нашли», - рассказывает заместитель генерального директора СК «Ростра» по экономике и финансам Ирина Чувилина. Она нашла в отечественном решении функции, отсутствующие у зарубежных систем. Например, бизнес-процесс по расчетам с посредниками компания смогла выстроить по собственной схеме при полной документационной поддержке. Это и договор с посредником, где регистрируются все значимые условия, и отчет посредника, который является основанием для приема премий и списания бланков строгой отчетности, и акт выполненных посредником работ, являющийся основанием для выплаты вознаграждения. «При этом можно автоматически учитывать скидки, которые посредник предоставляет за счет своего вознаграждения, правило начисления вознаграждения настаивается одним движением мыши», - радуется Ирина Чувилина. На ее взгляд, терминология «соотечественников» близка и понятна клиенту.

Порой случаются чудеса – поскольку решения для страхования еще только формируются, разработчик может бесплатно доработать базовый функционал для заказчика при условии фиксации вносимых изменений в типовом решении. Так случилось в РАСО. «У нас специфические бизнес-процессы и практики ведения дел, с которыми не готовы расстаться, - смеется Сергей Кошкин, руководитель проекта РАСО. - Поэтому компания договорилась с разработчиком, что если ее практика будет признана лучшей, то доработка системы будет произведена без оплаты в кратчайшие сроки. Конечно, термин «лучшая практика» не очень подходит для фиксации в договоре. Тем не менее, разработчики признали, что наша практика управления взаимоотношениями с клиентами лучше». Без переговоров и согласований технического задания функционал был разработан в рамках проекта.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль