Учат в школе

48

01.09

Мне довелось оканчивать школу в эпоху педагогических экспериментов начала 90-х. Тогда элитное образование еще могло обойтись без полного загородного пансиона, верховой езды, кучи нянек и круглосуточной вооруженной охраны.

Из своей престижной по районным меркам, но советской по духу школы я переводился в лицей после восьмого класса. Были экзамены, сразу проходной балл не набрал. Предложили дополнительное задание: собрать из шести спичек одновременно четыре треугольника. Уклон в лицее делался на математику и естественные науки, уклон настолько глубокий, что сразу несколько моих одноклассников впоследствии получили кандидатскую степень чуть ли не одновременно с университетским дипломом. Кто-то из них сейчас трудится в западных лабораториях, кто-то и здесь неплохо зарабатывает, доказывая универсальность рыночных законов: оказавшись в дефиците, физики, химики в 2000-х изрядно «подорожали».

Но не о естественных науках науках речь, и не о лекциях по культурологии, которые читал, кстати, преподаватель физики. В 9–11 классах нас погружали в «Основы рыночной экономики». Жаль, я тогда не поинтересовался, кто разрабатывал и кто утверждал эту программу (если ее вообще кто-то утверждал). Учебников как таковых не было, пользовались только что появившимся в русском переводе «Экономиксом» Макконнелла и Брю и распечатками лекций. Все базовые понятия – от равновесной цены и добавленной стоимости до акционерного капитала и деривативов (!) – были мне знакомы еще до поступления в вуз. Еще до того, как в России сформировалось хотя бы подобие организованного рынка акций, наш «экономист» на пальцах объяснял биржевые механизмы и проводил своего рода виртуальные торги с экскурсами в американскую финансовую историю. «Факультативно» он комментировал деятельность расплодившихся к тому времени «мммов», оберегая деньги наших родителей.

Кстати, первые собственные деньги многие мои однокашники получили как раз в лицее. Тот педагогический эксперимент предполагал присуждение ежемесячных стипендий, размер которых находился в прямой зависимости от успеваемости. Слово «рейтинг», ныне популярное у потребителей деловой периодики, тогда было на устах у нас – школьников. Он присваивался каждому по итогам семестра (четвертей не было), ему соответствовал определенный денежный эквивалент. Было, кажется, 12 грейдов. Стипендии индексировались с учетом бурной в те времена инфляции. В общем, рынок и в теории, и на практике. На учебу уходило времени побольше, чем у сверстников, компенсация тому – почти 100-процентная гарантия поступления в вуз. Без каких-либо дополнительных денежных вливаний.

О других подобных экспериментах мне неизвестно, но, наверное, были. А вот основы экономического образования в школьной системе отсутствовали довольно долго. Сейчас, правда, такой предмет появился. На сайте Рособразования выложен интересный документ (рекомендую всем родителям) – Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Я поразился, что преподают современным школьникам. В базовый курс экономики входят, например, такие темы: «Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры. Экономические цели фирмы, ее основные организационные формы. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Издержки, выручка, прибыль. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Основные принципы менеджмента. Понятие маркетинга. Реклама». Здесь я выхватил только малую часть из довольно длинного перечня. Кое-что, правда, насторожило: некоторые слова и словосочетания в документе выделены курсивом. Это означает, что «материал подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников». А курсивом в числе прочих напечатаны такие ключевые понятия, как «собственность» и «экономическая свобода» («защита прав потребителей», кстати, тоже).

Кроме «базового» «Компонент» предлагает еще и «профильный» уровень. Те, кто освоят этот курс, думаю, смогут работать по финансовой специальности даже без вузовского диплома. Шутка ли: «В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен […] уметь […] вычислять на условных примерах: величину рыночного спроса и предложения, изменение спроса/предложения в зависимости от изменения формирующих его факторов, равновесную цену и объем продаж; экономические и бухгалтерские издержки и прибыль, смету/бюджет доходов и расходов, спрос фирмы на труд; реальный и номинальный ВВП, темп инфляции, уровень безработицы». Зачем же давать условные примеры? Я у себя в отделе нагрузил бы человека практическими. Неужели всему этому теперь учат в школе?!

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль