Каско накрывает страховщиков

68
Даже если бы правительство уполномочило компании самостоятельно устанавливать тарифы по «автогражданке», некоторые операторы все равно бы вылетели в трубу.
Минувшей весной «Росно» сообщило, что по итогам 2007 года получило по автострахованию убыток в $40 млн. В основном из-за каско. Самая удручающая статистика в сегменте новых кредитных автомобилей стоимостью $15–20 тыс. Однако же корректировать свою стратегию на рынке начало не только «Росно», но и многие другие операторы, некоторые из которых стали искусственно сдерживать рост портфелей.

По оценкам специалистов «Ингосстраха», отношение выплат к начисленной премии по этому виду страхования в 2007 году в Москве составило 56%. «В некоторых компаниях этот показатель может доходить до 200% и более в зависимости от целей, которые хочет достичь страховщик в том или ином отчетном периоде», – говорит руководитель департамента поддержки и развития бизнеса ПСГ «Основа» Максим Пьянов.

Причин убыточности много. К внешним факторам можно отнести растущие аварийность и угоняемость автомобилей, постоянно повышающиеся цены на ремонт (в прошлом году в зависимости от вида и сложности работ они выросли на 5–22%, а среднее страховое возмещение – на 9,3%). «Но в целом убыточность – это производная тарифной политики. Таким образом, ее высокий уровень – следствие ценовой конкуренции», – полагает директор департамента комплексного страхования компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев.

Цены пересматриваются. По словам начальника отдела департамента страхования автотранспорта компании «Росно» Дмитрия Кузнецова, в последние несколько лет акценты в каско смещаются, что выливается в 10–15-процентное увеличение тарифов для дешевых транспортных средств и незначительное (5–10%) и выборочное снижение расценок в сегменте дорогих автомобилей.

Ряд сегментарных изменений претерпели тарифы и в этом году. Например, в связи с существенным увеличением стоимости восстановительного ремонта у официальных дилеров тарифы по каско повысились для таких марок, как Infiniti, Nissan и Mazda. В зависимости от стоимости авто и года выпуска рост составил от 11 до 25%. В то же время полисы для Mercedes, Toyota, Mitsubishi, Opel, наоборот, подешевели на 6–21%. Страховщикам приятно работать с марками и моделями, которые пользуются популярностью среди людей, предпочитающих спокойный стиль вождения и имеющих солидный стаж. Наиболее же убыточными остаются бюджетные иномарки стоимостью до $20–25 тыс. «Именно в этом сегменте выбирают себе авто молодые и неопытные водители. Отсюда и высокая частота страховых случаев», – говорит руководитель департамента автострахования «Росгосстраха» Дмитрий Пурсанов.

Конкуренция на убыточном рынке ставит страховщиков в непривычные для них условия: когда основной акцент приходится делать уже не на величину тарифа, а на специальные сервисные программы. По словам Дмитрия Кузнецова, безусловно, есть мелкие страховые компании, которые откровенно демпингуют, однако крупные страховщики придерживаются сегментарного подхода и предлагают в своих нишах конкурентные условия (тарифы, покрытие, сервисные услуги). «В России достаточно широк класс людей, которые выбирают не по принципу “максимально дешево”, а по принципу “высокое качество по разумной цене”. Поэтому конкуренция уже идет в цивилизованном направлении: страховщики, стараясь сформировать приемлемый тариф, уделяют внимание и количеству, и качеству дополнительных услуг, которыми может воспользоваться страхователь. Например, предлагают бесплатную эвакуацию, помощь аварийного комиссара и другое», – отмечает первый заместитель гендиректора «Межрегионгаранта» Дмитрий Климов.

Работать в убыток выгодно? Компании продолжают активно сотрудничать с автосалонами и страховыми брокерами, хотя сотрудничество это порой обходится слишком дорого. «Сегодня автосалоны берут высокую комиссию по полисам каско. В отдельных случаях ее размер доходит до 40–45%, что сводит прибыль страховщика к минимуму, но за счет объемов такие продажи остаются выгодными», – говорит Дмитрий Климов. Брокерская комиссия в среднем по рынку составляет порядка 25% от стоимости полиса. И, несмотря на убыточность, тенденция к снижению комиссионных пока не прослеживается. Объяснение этому феномену предложил первый заместитель гендиректора «Росно» Дмитрий Попов: «Сегодня российский страховой рынок находится в переходном периоде, когда большинство компаний заняты поиском стратегического инвестора для последующей продажи. А “предпродажный” менеджер рассуждает примерно так: “С каждого рубля собранной премии я могу получить 30–50 копеек убытков. Но с приходом иностранного покупателя, для которого важен большой портфель по автострахованию, эти убытки с лихвой покроются, за рубль активов при удачной сделке я получу 3 рубля”». И в этом случае издержки по каско перейдут в наследство новому владельцу компании.

ЭКОНОМИЯ: Мелочность обходится дороже

У страхователя всегда есть возможность приобрести полис дешевле – достаточно согласиться на франшизу, то есть взять на себя покрытие мелких убытков.

В автокаско диапазон франшиз широк: от 3 до 90 тыс. рублей, в 2007 году средний размер составил примерно­ 15 тыс. «В большинстве случаев скидка при покупке полиса значительно превышает сумму франшизы, однако страхователи очень редко прибегают к этой возможности – менее чем в 4% договоров», – говорит Дмитрий Кузнецов. Начальник управ­ления автострахования компании «АльфаСтрахование» Игорь Терехов объясняет это тем, что в россий­ском обществе наблюдается излишне трепетное отношение к предметам частной собственности, в частности к автотранспорту. «Нередко можно наблюдать ситуацию, когда в результате мелкого ДТП перекрывается крупная транспортная магистраль – участники аварии ждут сотрудников ГИБДД, чтобы­ оформить даже малейшие повреждения и заявить о них в страховую компанию. Возможность компенсации любых убытков, включая самые незначительные, за счет страховщика привлекает среднего клиента», – считает Игорь Терехов.

Однако дело тут не только в психологии клиента, но и в позиции его контр­агентов. «Против продажи полисов с франшизой часто выступают кредитующие приобретение авто банки, а также салоны, которым такая страховка доставляет лишнюю головную боль. Среди потребителей формируется мнение, что франшиза – чуть ли не обман», – говорит заместитель гендиректора компании «Русский мир» Андрей Знаменский.

Показатели по каско в 2007 году

КомпанияПремия, млрд руб.Средняя премия по договору, тыс. рубОтношение выплат к взносам, %Доля в общей премии, %
Росгосстрах*13,5438,84326
Ингосстрах*11,7867,25634
Ресо-гарантия*11,2658,94236
Росно*5,4621,97022
Цюрих.Ритейл4,6128,25756
Военно-страховая ­компания*3,8536,15322
Стандарт-резерв3,8038,85658
Уралсиб*3,7633,25133
АльфаСтрахование* 3,4761,77431
Согласие3,3031,06331

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль