Американские крылья России

76
Благодаря покупке производителя самолетов Adam Aircraft перед «Касколом» и «Промышленными инвесторами» открылась дорога на мировой рынок бизнес-авиации.
До недавнего времени Adam Aircraft Industries выпускала турбовинтовой самолет Adam 500 (А500) и разрабатывала реактивную машину Adam 700 (А700), которая появилась в развитие первой: модели имеют до 65% общего набора комплектующих. Так продолжалось до февраля 2008 года, когда производитель официально объявил о ликвидации в связи с финансовыми проблемами: ему и не удалось найти стратегического инвестора из-за мирового кризиса. Потенциальные акционеры не хотели рисковать, вкладывая деньги фактически в старт-ап, пусть и перспективный: с момента создания в конце 1990-х годов Adam Aircraft построила всего 17 A500 (в серийное производство он пошел меньше года назад), а основные надежды связывала с реактивным судном. В его разработку она вложила почти $300 млн и успела собрать заказы на 322 машины общей суммой в $800 млн. А также накопила более $100 млн долгов, ставшие причиной банкротства.

На торгах по распродаже активов Adam Aircraft победила AAI Acquisition (AAIA), принадлежащую на паритетных основах «Касколу» и «Проминвесторам». Стартовой цены в $10 млн оказалось достаточно – других претендентов на имущество банкрота не нашлось. «Есть подозрение, что американские службы пошли на сделку с AAIA потому, что россияне согласились приобрести имущество одним лотом – ранее предполагалось, что активы и ресурсы должны уйти с молотка по частям», – предполагает гендиректор компании «Инфомост» Борис Рыбак.

По словам владельца «Каскола» Сергея Недорослева, помимо производственных площадей и оборудования, инструментов и запчастей, AAIA приобрела также прототипы и недостроенные самолеты A500 и A700, сертификацию на A500, патенты, торговые марки и различную документацию. По сути, новому собственнику достался весь проект целиком, за исключением долгов (по американскому законодательству они были признаны неуплатимыми) и ранее заключенных контрактов.

В ожидании машины. Похоже, как раз за покупателями нового джета дело не станет: AAIA не собирается терять наработанную клиентуру. «Аннулируются все договоры на поставку машин А700, которые заключила американская компания, – рассказал Сергей Недорослев. – Но мы будем переоформлять заказы на новое юрлицо. Для этого начаты переговоры с потенциальными покупателями самолетов». Хотя на текущий момент нет ни одного твердого заказа, владелец «Каскола» уверен – А700, проходящий этап летных испытаний, найдет своего потребителя. Время на поиски пока есть: потенциальные клиенты в любом случае смогут получить машины только после завершения сертификации. Начало серийного производства А700 запланировано на 2010 год. До этого «Касколу» и «Проминвесторам» потребуется инвестировать в Adam Aircraft как минимум $150 млн.

Покупка может сделать AAIA одним из ключевых игроков в сфере производства самолетов для бизнес-перевозок. Ранее в этой сфере россияне представлены не были. По оценкам Airline Business, объем мирового рынка деловой авиации составляет $26 млрд в год. Потребность в поставке деловых реактивных самолетов на десятилетие превышает 10 тыс. машин на общую сумму более $145 млрд. Из них на легкие модели, к которым относятся Adam, приходится 18% поставок и 8% цены. Крупных серийных производителей таких реактивных машин можно пересчитать по пальцам: бразильская Embraer, американские Eclipse Aviation и Cessna Aircraft Co. Если AAIA успешно завершит сертификацию А700, то сможет претендовать на весомую долю от суммы в $11,6 млрд.

Основные покупатели подобных машин находятся в Северной Америке и Карибском бассейне, а также в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. На развитие этого сегмента, отмечает Борис Рыбак, вряд ли повлияет даже «керосиновый кризис». Бизнес-джетам, обслуживающим предпринимателей, зачастую просто нет альтернативы: они летают по индивидуальным маршрутам, которые недоступны рейсовым или чартерным перевозчикам.

Свои получат позже. Из-за стремления AAIA не потерять потенциальных покупателей A500 и А700, собственный перевозчик «Каскола» и «Проминвесторов» «Авиа менеджмент груп» (АМГ), скорее всего, сможет получить перспективные А700 не раньше 2012 года. До этого времени ему придется самостоятельно решать проблемы с пополнением летного парка, возникшие прошлым летом.

АМГ была учреждена «Касколом» и «Проминвесторами» на паритетных условиях в 2006 году как первый (и пока единственный) российский оператор проекта авиатакси, получившего название Dexter. В основу бизнес-модели положено использование самолета, оптимального по всем характеристикам для дискаунтера от бизнес-авиации. Предполагалось, что машина должна быть отечественного производства. Причина поведения «Покупай российское» проста: председатель совета директоров АМГ Евгений Андрачников напоминает, что ввоз в страну иностранных воздушных судов для использования в сфере бизнес-авиации облагается таможенной пошлиной в 20% и НДС в 18%. Необходимым критериям отвечает 4–6-местный М101Т Нижегородского авиастроительного завода «Сокол». Но летом 2007 года тот вошел в состав Объединенной авиастроительной корпорации, и все силы бросил на выполнение оборонного заказа. АМГ начал поиски за границей. Как раз тогда в сферу интересов Сергея Генералова и Сергея Недорослева попал Adam Aircraft. По свидетельствам очевидцев, предприниматели были впечатлены А700, посчитав ее чуть ли не машиной будущего для бизнес-авиации.

Пока же парк АМГ укомплектовывается другими типами самолетов. К трем М101Т компания приобретела 4 швейцарских турбовинтовых 8-местных Pilatus PC12, а в среднесрочной перспективе, по словам Евгения Андрачникова, приоритет будет отдан реактивному Citation Mustang от Cessna. В целом к 2013 году АМГ собирается закупить 80–100 самолетов стоимостью в $315 млн, которые будут летать в Скандинавию, страны Балтии и ближнего зарубежья.

Сможет ли приобретение Adam Aircraft скорректировать эти планы? Теоретически поставки самолетов Adam от компании, аффилированной со структурами учредителей, должны обходиться для АМГ дешевле каталожной цены. С другой стороны, отмечает Борис Рыбак, не стоит в условиях удорожания авиакеросина отказываться от турбовинтовых машин – они потребляют меньше топлива, чем реактивные самолеты.

Владелец «Каскола» Сергей Недорослев и собственник «Промышленных инвесторов» Сергей Генералов (справа) так впечатлились возможностями самолета A700, что купили его

Реактивный самолет Adam 700

Летные характеристики
Дальность2 037 км
Крейсерская скорость630 км/ч
Максимальная высота полета12497 м
Весовые характеристики
Максимальный взлетный вес3856 кг
Компоновочные характеристики
Высота салона1,31 м
Длина салона4,87 м
Максимальное число пассажиров4–6чел
Объем салона6,94 куб. м
Ширина салона1,37 м
Технические характеристики
Высота2,92 м
Длина12,42 м
Размах крыла13,41 м

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль