Регионы подгонят в развитии

112
Стратегия. Ведомство Дмитрия Козака хочет сгладить региональные диспропорции с помощью отмены налоговых льгот и отставок губернаторов.
Концепция совершенствования региональной политики, подготовленная в министерстве, рассчитана на 2008–2012 годы. Меры, предусмотренные в 80-страничном документе, должны решить проб­лему неравномерности экономического развития регионов, которая нарастает год от года. Так, согласно данным ведомства Дмитрия Козака, по уровню безработицы худший регион опережал лучшие в 48 раз в 2004 году, в 2006-м – уже в 78 раз. По объему инвестиций в основной капитал отрыв лидера от аутсайдера увеличился с 184 до 235 раз соответственно.

Диспропорции предполагается устранять за счет использования преимуществ регионов. В концепции определены «зоны опережающего экономического роста» в рамках федеральных округов. Каждой такой зоне соответствует своя перспективная специализация, которая должна стать основой для формирования территориально-производственных кластеров. Например, в Калужской области продолжится создание автомобиле строительного комплекса и высокотехнологических производств, чему должен способствовать научно-инновационный потенциал Обнинска. Крупный лесоперерабатывающий кластер разместится на территориях Вологодской, Кировской и Костромской областей. Для Хабаровской агломерации и Комсомольска-на-Амуре сочли перспективными авиастроение, судостроение и судоремонт, добычу и переработку природных ресурсов. А будущее Республики Дагестан Минрегион связывает с освоением ресурсов каспийского побережья.

Губернаторам – по заслугам. Для наиболее успешных регионов у курирующего их Дмитрия Козака есть «пряники» – гранты за «наивысшие темпы роста показателей социально-экономического развития и снижение уровня финансовой зависимости от федерального центра». Но предусмотрен и «кнут»: субъекты федерации, не оправдавшие ожидания, ждет сокращение или прекращение предоставления помощи. А ее объем в последние годы постоянно возрастал. Если в 2004 году объем межбюджетных трансфертов без учета субвенций составил 343 млрд рублей, то в 2008 году он достигнет 762,5 млрд рублей. Оценивать результаты работы в регионах федеральное начальство будет по показателям валового регионального продукта (ВРП), частных инвестиций и уровня обеспеченности населения бюджетными услугами.

Для неэффективных санкции могут быть и более жесткими. «Если экономическая ситуация не будет исправлена в разумные сроки, необходимо рассматривать вопрос о сохранении полномочий действующего губернатора», – пояснил «Ф.» министр регионального развития Дмитрий Козак. Эта идея выглядит революционной: до сих пор слабая динамика ВРП или инвестиций не становилась основанием для кадровых выводов в отношении руководителей субъектов федерации.

«Повышение эффективности администраций – это одна из основных мер, которая будет способствовать сокращению разрывов между регионами. Губернатор должен не просто управлять вверенным ему хозяйством, а развивать его, делать более эффективным – так же, как топ-менеджер постепенно реализует бизнес-план, достигая все более высоких показателей по прибыли», – считает руководитель департамента регионального развития Центра стратегических разработок (ЦСР) Иван Огнев. Однако, как полагает эксперт, недостаточно измерять эффективность регионального и муниципального менеджмента только показателями ВРП или обеспеченности бюджетными услугами. Более объективными могли бы стать оценки степени удовлетворенности граждан жизнью и настроения потребителей. «В рамках концепции можно прописать конкретные меры, которые могли бы стимулировать местных чиновников более эффективно выполнять свои обязанности. Например, штрафы и поощрения за ускорение, а не просто соблюдение сроков рассмотрения заявок и документов, решения вопросов», – советует Иван Огнев.

Налоговый клондайк. Развитие конкурентоспособных отраслей должно снизить финансовую зависимость регионов от федерального бюджета. Но у Минрегиона есть и другие инициативы в области налогово-бюджетной политики. По словам замминистра Дмитрия Аратского, ведомство поддерживает давно существующую идею о том, что налог на доходы граждан должен зачисляться в региональные и местные бюджеты по месту жительства, а не по месту работы, как это происходит сейчас. Принятие такой поправки должно существенно улучшить финансовое положение прилегающих к мегаполисам краев и областей. Вопрос о переводе уплаты НДФЛ поднимается в Госдуме и Совете федерации уже не первый год. В 2007-м законопроект был внесен Анатолием Аксаковым, Геннадием Гудковым и Александром Хинштейном. В 2008-м свой вариант документа в нижнюю палату парламента направило правительство Московской области, которая, пожалуй, больше всех страдает от недочета в системе уплаты НДФЛ. По подсчетам чиновников, он стоит областному бюджету порядка 10 млрд рублей в год. Против законопроекта выступает Минфин: там считают, что потери муниципалитетов вполне компенсируются за счет трансфертов из федерального бюджета, а новая схема существенно усложнит администрирование налога. Последнее обстоятельство не нравится и бизнесу. «Нам бы не хотелось, чтобы зачисление НДФЛ по месту жительства привело к увеличению административной нагрузки на работодателей или усложнило контроль для государства. Это необходимо будет учесть при разработке законопроекта», – отметил президент РСПП Александр Шохин, возглавляющий Общественный совет при Минрегионе. Тем не менее поддержка министерства может поспособствовать принятию проекта закона, следствием которого станет перераспределение НДФЛ не в пользу крупных городов.

Еще один найденный Минрегионом резерв для финансирования регионов и муниципалитетов – отмена федеральных льгот по налогу на имущество и земельному налогу, поступающих в их бюджеты. От уплаты первого освобождается, например, имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций, государственных научных центров. Земельный налог могут не платить религиозные организации, предприятия народных художественных промыслов и некоторые другие. «Льготы – это черные дыры, которыми далеко не всегда пользуются исключительно те, кому они предназначены, – соглашается Иван Огнев. – Из-за этого бюджет недополучает огромные средства, а о какой самостоятельности можно говорить, если местным властям приходится постоянно просить деньги из вышестоящих бюджетов?»

Можно подумать. Впрочем, не все эксперты считают концепцию безупречной. «Основная задача документа – задать региональные приоритеты социально-экономического развития, обеспечить целенаправленное развитие субъектов. При этом в концепции не в полной мере отработан алгоритм принятия стратегических решений, не четко сформулированы сами приоритеты, – говорит Директор по федеральному и региональному консалтингу Института региональной политики Марина Удачина. Кроме того, концепция слабо согласовывает отраслевые и территориальные аспекты планирования. В ней нет необходимой увязки развития отдельных отраслей в региональном разрезе». Действительно, невозможно развивать угольную отрасль без развития угольного машиностроения в том регионе, который не считает эту отрасль значимой. И наоборот: если регион делает ставку на развитие какой-то отрасли, то необходимо смотреть, как это увязывается с другими отраслями в соседних регионах.

Дмитрий Козак пообещал учесть замечания, высказанные экспертами, при доработке концепции перед внесением в правительство (это должно произойти в конце лета). Но некоторые изменения известны уже сейчас. В частности, планируется разделить Россию на так называемые макрорегионы – территории со схожим потенциалом, экономической и инфраструктурной общностью. «Их границы не обязательно будут совпадать с территориями федеральных округов, так как задачей последних было не обеспечение развития, а иное: сшивка экономического и правового пространства, восстановление вертикали власти и т. п., – поясняет Иван Огнев. – Разделение по макрорегионам подразумевает наличие общей логики их развития, схожесть условий и задач, которые нужно решать».

Кроме того, эксперты предупреждают, что не стоит делать из всех регионов бизнес-корпорации. «Например, Республика Тува – что можно с нее взять в плане технологического развития? Однако она выполняет важную функцию – сохраняет целостность страны», – говорит директор Института социально-экономических проблем народонаселения РАН Алексей Шевяков. «Регионы должны иметь свою специализацию, но не должны соперничать друг с другом и бороться за инвестиции: усиление конкуренции между частями целого приводит к снижению конкурентоспособности самого целого, то есть России», – предупреждает руководитель группы системной оптимизации Национального института развития Анатолий Эпштейн.

Что мешает и что помогает экономическому развитию России

Северо-Западный федеральный округ

+ соседство со странами ЕС;

+ выход к важнейшим морским торговым путям, включая Северный мор­ской путь;

+ ресурсы для развития топливной, металлургической, химической, лесной и рыбохозяйственной отраслей.

- относительно слабо развитая транспорт­ная инфраструктура и редкая сеть городов, в особенности в северной части округа.

Центральный федеральный округ

+ концентрация управленческих, научно-образовательных, транспортно-логистических ресурсов, финансовых потоков, человеческого потенциала;

+ сравнительно развитая инфраструктурная сеть;

+ выгодное географическое положение.

- нерациональная система расселения­ людей;

- низкая пропускная способность дорог, дефицит энергетических и инженерных систем;

- неблагоприятная экология.

Южный федеральный округ

+исключительно благоприятные климатические условия, выгодное географическое положение, уникальные рекреационные ресурсы;

+ хорошая обеспеченность трудовыми ресурсами;

+ возможность провести в 2014 году Олимпийские игры в Сочи.

- слабая инфраструктурная обеспеченность;

- низкая квалификация трудовых ресурсов;

- значительная доля трудных для освоения горных территорий;

- угрозы проявления экстремизма и терроризма.

Приволжский федеральный округ

+ сравнительно благоприятные климатические условия;

+ развитая инфраструктура;

+ диверсифицированная производственная база и сеть поселений;

+ квалифицированные кадры и налаженная система их воспроизводства.

- недостаток природных ресурсов;

- напряженная экологическая ситуация;

- технологическая отсталость, высокий износ индустриальной базы;

- недостаток мостовых переходов через Волгу.

Дальневосточный федеральный округ

+ богатые природные ресурсы;

+ выгодное географическое положение (близость к странам АТР).

- значительные различия в уровне и качестве социальной среды и доходах населения;

дефицит трудовых ресурсов;

- суровые природно-климатические условия;

- высокие транспортные и энергетические издержки.

Сибирский федеральный округ

+ высокая обеспеченность природными и энергетическими ресурсами;

+ наличие развитой индустриальной базы;

+ высокая концентрация человеческого потенциала.

- суровые климатические условия;

- недостаточный уровень развития инфраструктуры;

- слабая заселенность, крайняя уязвимость природы к антропогенным нагрузкам;

- большие различия регионов по условиям ведения хозяйства, структуре экономики и уровню развития.

Уральский федеральный округ

+ уникальный природно-ресурсный потенциал;

+ развитый промышленный комплекс, преобладание отраслей с высокой долей экспортной продукции.

- относительная удаленность от рынков сбыта, ограниченность пропускной способности транспортных систем по прокачке газа и нефти;

- истощение минерально-сырьевой базы на юге округа;

- зависимость ТЭК от мировых цен;

- неразвитость транспортной и энергетической инфраструктур на севере округа;

накопленный экологический ущерб.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль