Новый финансовый гибрид

74
Творчество. Популярность на европейском рынке инвестуслуг набрали особые финансовые инструменты. Это структурные продукты. Робкие шаги они делают и в России.

Обычно под структурным продуктом банки понимают заранее заготовленную для клиента стратегию, обладающую качествами, которые не найти в обычных типах вложений. Это нулевые потери при скромных возможностях роста. Или высокая доходность с повышенным риском. Выгода определяется формулой в контракте и зависит от поведения базовых активов.

Популярны на западе продукты, дающие полную защиту капитала. Схема выглядит предельно просто: если инвестор вкладывает $1 млн на пять лет, банк-эмитент покупает безрисковые облигации (или кладет деньги в депозит) на $800–900 тыс. с тем условием, чтобы к окончанию срока получить ровно $1 млн. На оставшиеся $100–200 тыс. банк рискует по полной. Покупает, например, опционы, или заключает пятилетний своп-контракт (см. «Что такое своп»). Ну, и получает вознаграждение за креатив.

Старый свет денег. Основной объем рынка структурных продуктов приходится на Европу. Их эра началась в конце 90-х, когда европейские банки предложили клиентам стратегии, основанные на акциях. В 2000–2003 годах к числу возможных базовых активов добавились индексы и паи фондов. Тогда же начали набирать популярность продукты с защитой капитала – в связи с возросшим беспокойством инвесторов после сдутия технологического пузыря в США.

Затем банки продолжили диверсификацию базовых активов. Появились гибриды, доходность которых зависела от недвижимости, сырьевых товаров, валюты. Кроме того, в продуктах стали применяться очень сложные схемы формирования доходности (например, из корзины активов наибольший вес на дату экспирации принимают компоненты, которые больше других выросли за период действия контракта – такие продукты называются радужными, или Rainbow certificates).

В числе последних тенденций – инвестиционные стратегии, ориентированные на точки роста экономики: альтернативные виды энергетики, агропромышленность, инфраструктурные проекты. Из-за неопределенности лучше идут продукты, позволяющие зарабатывать как на росте, так и на падении. Допустим, если корзина активов развитых рынков упадет меньше, чем корзина развивающихся, то игрок, ставивший на первую, выиграет. А спекулянт, рассчитывавший на вторую, проиграет.

Гибриды в рознице. На конец 2006 года европейские граждане инвестировали в структурные продукты 569 млрд евро, что немало по сравнению даже с 7,2 трлн евро, находившихся под управлением всех фондов Старого света (по данным EFAMA и Lehman Brothers). Еще по приблизительным оценкам 100 млрд евро приходится на продажи по закрытой оферте, так называемым private placements (выпускаемый банком инструмент предлагается либо одному клиенту, либо ограниченному кругу).

Европейская тенденция – превращение структурных продуктов в стандартный товар, который можно приобрести в разных местах. На территорию розничных игроков вторгаются инвестбанки, такие как Lehman Brothers и Goldman Sachs; во многом это объясняется пониженной себестоимостью таких продуктов, становлению вторичного рынка и растущим интересом клиентов к прямым вложениям без использования фондов.

Самый большой рынок структурных розничных инструментов в 2006 году оказался в Италии – там их было продано на 120 млрд евро. Но темпы роста продаж в Германии оказались выше – 63%. Во многом это объясняется агрессивными маркетинговыми кампаниями, проводимыми немецкими банками. Например, отделения Deutsche Bank изобиловали красочными материалами, разъясняющими бюргерам суть нот с защитой капитала, барьерных опционов, индексных сертификатов и т. д. Теперь банкиры ставят на новые рынки Восточной Европы.

Но почему подобного нет в российских банках? Среди российских финансистов бытует мнение, что типичный покупатель хорошо образован, очень опытен в сфере инвестиций, и, самое главное, богат. Порог входа в местных банках составляет, как правило, не менее 1 млн рублей, в то время как в Германии бывает, что и 2 евро.

Откуда такая разница? В Европе структурные продукты, прежде чем попасть на прилавки розничных банков, проходят секьюритизацию. То есть превращаются в настоящие ценные бумаги с номером выпуска и прочими атрибутами. Чтобы стать доступнее для конечных инвесторов, они дробятся на мелкие части. Аналогично в супермаркете продаются взвешенные и упакованные стейки.

Российский же клиент вынужден брать целую корову. Ни один банк не выпускает структурные продукты в качестве ценной бумаги; они подаются как депозиты с особой формой доходности, регламентируемой договором между банком и инвестором.

Это уникальная комбинация инструментов, затраты на приобретение которых весьма высоки. Отсюда ограничение на минимальный объем вложений и тяга состоятельных людей на западные рынки, где через офшор можно приобрести продукт творчества любого банка.

ПОДРОБНОСТИ: Что такое своп

Своп – производный финансовый контракт, при заключении которого стороны меняются денежными потоками.

К примеру, две компании заключают соглашение о периодическом обмене прироста стоимости некоторой акции на заранее зафиксированную доходность (скажем, 5% годовых). Если эта акция выросла за год больше чем на 5%, первая компания платит второй разницу, которая умножается на сумму, прописанную в своп-контракте. В противном случае выплата происходит в другом направлении. Есть и более сложные свопы, привязанные к процентным ставкам (обмен фиксированной ставки доходности на плавающую, например, LIBOR), курсам валют, и т. д.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль