Пенсии поработают на стройке

81
«Молчуны», чьи деньги обещают вложить в облигации, выпущенные под инфраструктурные проекты, не почувствуют разницы. Доходность и риски будут не больше, чем у госбумаг.
Идея выпускать инфраструктурные облигации и вкладывать в них деньги граждан, доверивших управление своими пенсионными накоплениями Внешэкономбанку, возникла еще в 2006 году. Тогда директор департамента доверительного управления ВЭБа Александр Попов сообщил, что в финансировании инфраструктурных проектов большую роль будут играть компании, находящиеся под контролем государства. Облигации таких организаций, по его словам, могут стать надежным объектом вложения пенсионных средств. Инвестировать их ВЭБу поручили еще в 2002 году. Тогда в распоряжении банка оказались все накопления будущих пенсионеров. Годом позже у граждан появилась возможность перевести деньги в частные управляющие компании, в 2004 году – в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Однако этой возможностью мало кто воспользовался: под госуправлением по-прежнему остаются средства 90% граждан. При этом доходность в последний раз перекрыла инфляцию в 2005 году: 12,2% против роста цен на 10,9%. В 2006 году ВЭБ заработал для будущих пенсионеров 5,7% (цены выросли на 9%), в 2007 году – чуть меньше 6% (против 11,9%).

Сам по себе инструмент не нов: в царской России подобные бумаги использовались для финансирования строительства Транссибирской магистрали. Сейчас такие облигации обращаются в США, Китае, Казахстане. Как правило, эти бумаги выпускаются на срок строительства, все это время владельцы получают купонный доход, а при погашении – номинальную стоимость. В современной России законодательной базы для выпуска инфраструктурных облигаций нет. Но на прошлой неделе реализация предложенной руководством ВЭБа идеи стала чуть ближе к реальности: строительство дорог на деньги пенсионных «молчунов» одобрил премьер-министр Владимир Путин. Правительство уже направило в ФСФР распоряжение подготовить за лето нормативную базу для выпуска таких бумаг.

На Красноярском экономическом форуме в прошлом году глава ВЭБ Владимир Дмитриев рассказывал о возможной схеме: уполномоченные государством компании могли бы выпускать инфраструктурные облигации под гарантии бюджета, а Внешэкономбанк – выкупать эти бумаги на пенсионные деньги. Их в управлении госбанка скопилось 350 млрд рублей к 2008 году, а к 2012-му, в соответствии со стратегией его развития, будет уже 500 млрд рублей. В крупных проектах, нуждающихся в суммах сопоставимых масштабов, недостатка не будет. Одобренная на днях федеральная программа развития транспортной системы на 2010–2015 годы предусматривает финансирование в объеме 13 трлн рублей.

Ни в госбанке, ни в правительстве пока не говорят о том, кто получит возможность вкладывать деньги в инфраструктурные облигации: будет ли это эксклюзивное право ВЭБа, или бумаги частично выпустят на внешний и внутренний рынок и к ним допустят НПФ. «Этот инструмент будет интересен нам только в том случае, если он обеспечит доходность не меньше уровня инфляции», – отмечает президент НПФ «Сберегательный фонд РЕСО» Андрей Неверов. «Если все облигации будет выкупать ВЭБ, это сделает механизм непрозрачным и нерыночным, – опасается начальник отдела анализа долгового рынка ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко. – Лучше будет, если часть облигаций уйдет на рынок, а часть достанется госкомпании».

Кому это надо. Предложенная ВЭБом схема, по замыслу авторов, должна заставить пенсионные деньги «молчунов» работать с большей отдачей. Однако эксперты предполагают, что инфраструктурные облигации по доходности ненамного опередят госбумаги. «Вряд ли будет большая разница между процентом по ОФЗ и облигациям, выпущенным компаниями, занимающимися инфраструктурой: скорее всего, он составит примерно половину показателя инфляции», – говорит Андрей Неверов. «Доходность таких облигаций будет не больше 5%», – полагает генеральный директор УК «Капиталъ» Вадим Сосков. Такие ставки выгодны в первую очередь компаниям-эмитентам – они смогут привлекать деньги для вложений в строительство инфраструктурных объектов под более низкий, чем у банков, процент.

Для будущих пенсионеров выгода неочевидна – доходность, близкая к той, что предлагают госбумаги, не сможет покрыть даже инфляцию. Нечто схожее с инфраструктурными облигациями сейчас выпускает АИЖК, которым владеет государство: доходность бумаг сроком на пять лет равна 9,25%, на три года – 8,75%. «Государство может сделать одним из условий вхождения компании в проект выпуск облигаций с более высоким процентом. Но вряд ли требования по доходности будут сильно завышены – максимум 9–10%», – предполагает Иван Манаенко. Впрочем, перспектива строительства транспортных магистралей на собственные пенсионные накопления едва ли приведет к массовому оттоку граждан из ВЭБа в НПФы. «Если человек до сих пор не воспользовался предоставленной ему возможностью перевести деньги из государственной компании в частную, вероятно, он действительно доверяет государству и считает, что оно лучше управляет его деньгами», – говорит Вадим Сосков.

Риски. Для компаний возможность выплаты дохода по облигациям будет напрямую зависеть от того, насколько стабильной окажется экономика проекта, и насколько она будет соответствовать показателям денежных потоков, изначально заложенных в расчет, поясняет старший юрист группы проектов частно-государственного партнерства (ЧГП) юридической фирмы «Вегас-Лекс» Евгений Глумов. Норма внутренней доходности по уже реализуемым крупным проектам достаточно высока: так, по скоростной автодороге Москва – Санкт-Петербург она составляет 14,8%, по развитию Нижнего Приангарья – 49%. «Сейчас нет возможности оценить, насколько оправдаются те или иные расчеты: первые инвестпроекты в рамках ЧГП будут завершены через несколько лет, по некоторым еще не проведены конкурсы», – говорит Евгений Глумов.

Теоретически это создает определенный риск и для будущих пенсионеров. Однако в рамках договора концессии, если компания по каким-либо причинам не сможет выполнить обязательства перед держателями облигаций, государство будет нести субсидиарную ответственность. Прежде чем начинать финансировать пенсионными деньгами «стройки века», нужно разработать нормативную базу и оценить риски: прогнозы по доходности могут не сбыться, и государству придется субсидировать потери из бюджета, что может отразиться на пенсионных накоплениях, опасается представитель одного из ведомств, пожелавший остаться неназванным. «Госучастие в проекте дает гарантию того, что заем будет погашен: невозможность отвечать по обязательствам создает прецедент дефолта, что невыгодно государству», – возражает Иван Манаенко. «Несомненно, риски потери этих средств для пенсионеров будут небольшими: власти найдут возможность обеспечить облигации минимальной доходностью», – убежден Андрей Неверов.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ: Как это сделали в Казахстане

Первые инфраструктурные облигации были выпущены под строительство железной дороги «Станция Шар – Усть-Каменогорск».

Государственное агентство финансового надзора Казахстана зарегистрировало первый в республике выпуск инфраструктурных облигаций на общую сумму 30 млрд. тенге (по тогдашнему курсу $220,6 млн) в августе 2005 года. Эмитентом выступила компания-концессионер – «Дос­жан Темир Жолы», основной акционер которой – Инвестиционный фонд Казахстана. Срок обращения инфраструктурных облигаций номиналом 1 тыс. тенге за каждую составляет 23 года. Основными покупателями бумаг с доходностью 0,45 процентных пункта сверх темпов инфляции стали накопительные пенсионные фонды и коммерческие банки. Согласно законодательству Казахстана, в течение срока обращения инфраструктурных облигаций не допускается изменение условий концессионного соглашения, которое может повлечь за собой ущемление прав и интересов держателей. Кроме того, эти бумаги не могут быть конвертированы в акции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль