Реанимация после операции

72
Рынок алкоголя в 2007 году был похож на больного, выздоравливающего после ампутации – мучают фантомные боли, а общее состояние остается стабильно невнятным.
Прошлый год для российского алкогольного рынка оказался реабилитационным после кризисного 2006-го, когда, по сути, хирургическим путем была удалена значительная часть рынка – молдавские и грузинские вина, на которые 27 марта 2006 года было наложено эмбарго. Доля данной продукции составляла, по разным оценкам, от 65 до 75% от объема винного импорта. Оставшиеся сегменты страдали затрудненным дыханием, чему активно способствовала отмененная с 1 января 2008 года система ЕГАИС (она осталась только для технических импортеров, работающих только на «ввоз»), установка которой обошлась каждому предприятию в среднем в 1 млн рублей. Если учесть, что на момент введения ЕГАИС в России работало около 4,5 тыс. производителей, импортеров, дистрибьюторов, специализированных складов и оптовиков, то получается кругленькая сумма – 4,5 млрд рублей. Что свидетельствует о прекрасных деловых качествах руководства ФГУП НТЦ «Атлас» – разработчика системы. Продать за такие деньги никому в итоге не нужное железо с бесполезным софтом в нагрузку способен далеко не каждый.

Кстати, по планам «Атласа», ежегодно ЕГАИС должна была приносить ФГУП более 6 млрд рублей в качестве платы за обслуживание. Но в итоге чрезвычайно громоздкая электронная система, превосходящая по сложности объединенную базу корпорации Boeing и сопоставимая по масштабам с Федеральной резервной системой США, так и не заработала.

Есть и плюсы. Тем не менее государству опыт понравился. Теперь оно размышляет о том, не повторить ли ему столь успешное внедрение (в правительстве идут дебаты о том, что неплохо бы повторить реализацию идеи, но с другим разработчиком), а оставшиеся на плаву бизнесмены с трепетом ждут, чем эти раздумья закончатся.

К слову сказать, ЕГАИС, сильно затруднившая работу операторов алкогольного рынка, оказалась живой иллюстрацией поговорки «нет худа без добра». По данным Национальной алкогольной ассоциации (НАА), в 2007 году резко снизился нелегальный оборот водки и ликероводочных изделий (ЛВИ) – с 43% объема рынка в 2006 году до 28% в 2007-м. Правда, далеко не все эксперты согласны с оценкой НАА. Их методику оценки представители Росспиртпрома считают очень приблизительной и ненадежной, хотя в целом соглашаются с тем, что «подпольной» водки в России стало существенно меньше.

Один из плюсов сокращения нелегального оборота – значительное снижение смертности населения от случайных отравлений алкоголем. По данным Минздравсоцразвития, за 12 месяцев 2007 года по этой причине в России скончалось 20 773 человека, что на 37% меньше, чем в 2006 году и почти в два раза меньше, чем в 2005-м.

Результаты операции. Преодоление последствий кризиса 2006 года не обошлось без потерь. Так, в начале 2007 года остановились свыше 30 предприятий из 160 производящих пищевой спирт, прекратили работу более 70 из 350 заводов по выпуску водки и ЛВИ и примерно столько же винодельческих компаний (их было 250). К концу года ситуация несколько выправилась, но значительная часть производств так и не заработала: 25 производителей спирта, 55 ликероводочных заводов и 28 виноделен сошли со сцены навсегда.

Столь же печальная картина наблюдалась и среди продавцов. Если в первой половине 2006-го число компаний оптовой торговли алкоголем уменьшилось на 8,3% по сравнению с тем же периодом 2005-го, то в начале прошлого года потери составляли уже 21% – свыше 800 оптовиков были вынуждены прекратить операции и заявить о своей ликвидации. Ситуация начала меняться к лету 2007-го, когда количество участников выросло почти на 4% по сравнению с началом года, а к концу прошлого года прирост составил около 9% – за год появилось около двухсот новых торговцев.

Примерно то же самое происходило и среди импортеров. Только масштабы бедствия здесь оказались куда больше: за год с рынка исчезла почти половина негоциантов, завозящих алкоголь из-за рубежа. Причиной столь повального «мора» стал запрет на ввоз в Россию молдавского и грузинского алкоголя, на поставках которого специализировались более 150 компаний разного калибра. Разумеется, в числе погибших оказались главным образом мелкие структуры, хотя досталось и тем, кто до кризиса оказывал заметное влияние на рынок в целом. Так, например, прекратил свое существование «Мегатис», а другой крупный оператор «Дриада» распался на пару десятков небольших предприятий.

В то же время в течение 2007 года в России появилось большое количество новых импортеров, которые стали интенсивно занимать нишу, ранее занимавшуюся продукцией Грузии и Молдавии. Упор был сделан на привоз малобюджетных вин из Болгарии, Венгрии, Румынии, Испании и Нового Света. В связи с этим рынок 2007 года стал более конкурентным и цивилизованным, что незамедлительно отразилось на качестве продукции, уровне клиентского сервиса и способах продвижения алкоголя. В частности, многие участники выставки «Продэкспо-2008» отметили существенное улучшение дизайна бутылок.

Анамнез. В целом же российский алкогольный рынок пребывает в стагнации. Например, выпуск водки и ЛВИ уже восемь лет находится в пределах 130–135 млн дал в год и нет никаких особых предпосылок, что показатели 2008 года выйдут за эти пределы.

По единодушному мнению экспертов постоянным остается и совокупный объем рынка, включающий в себя все возможные виды продукции – легальную, нелегальную заводскую, кустарную и суррогаты. Мнения аналитиков расходятся лишь в оценке этого совокупного объема – называются показатели от 200 до 283 млн дал ежегодно. Причина столь значительного разброса заключается в различии методик оценки величины потребления «подпольного» спиртного.

Что касается потребительских предпочтений россиян, то в 2007 году они складывались следующим образом. Водка и ЛВИ немного сдали свои позиции – их стали пить на 0,8% меньше, чем в 2006-м. Значительно вырос интерес к экзотическим крепким спиртным напиткам (виски, джин, текила, ром и т. д.) – если в докризисном 2005 году россияне употребляли от силы по 30 грамм экзотики на душу населения в год, то в прошлом году этот показатель вырос до 130 грамм.

По сравнению с 2005-м примерно на 15% выросло потребление вина (с 6,5 до 7,3 литра на душу населения в год). Зато, по оценкам Минздравсоцразвития, более чем на 20% уменьшился интерес к суррогатам (с 2,4 до 1,9 литра).

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль