Сытые и голодные

78
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Высокий уровень госрасходов – не всегда признак сильной экономики. В лидеры по бюджетной обеспеченности попали даже очень бедные регионы.
Лидерство Чукотки удивительно лишь на первый взгляд. «Вотчина» Романа Абрамовича имеет один из самых маленьких в стране бюджетов, если оценивать его по абсолютному размеру. Зато скромные расходы казны – менее 12 млрд рублей, запланированные на 2008 год – приходятся всего на 50 тыс. человек. Среди регионов, включенных в рейтинг, Чукотка – самый малонаселенный. С другой стороны, высокий уровень бюджетной обеспеченности объясняется спецификой местной экономики. По данным Росстата, в 2005 году в структуре валового регионального продукта (ВРП) самые большие доли приходились на строительство (почти 20%), производство и распределение электроэнергии, газа и воды (около 17%), а также госуправление и социальное обеспечение (более 11%). Вполне естественно, что функционирование этих секторов в условиях Чукотки требует относительно больших государственных расходов.

А вот присутствие в числе лидеров двух главных мегаполисов – Москвы на втором месте и Санкт-Петербурга на четвертом – вполне закономерно, учитывая их громадные бюджеты. Сопоставим, к примеру, Москву и Московскую область, занимающую достаточно высокое место в рейтинге (13-е). По численности населения столица превосходит Подмосковье в 1,5 раза, а по объему бюджетных расходов – в 4,7 раза.

Сырьевой достаток. Самые нефтегазовые регионы – Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа – также не могут пожаловаться на низкую бюджетную обеспеченность. Все они занимают наивысшие позиции в стране по показателю ВРП на душу населения («Ф.» № 27, 2007). Богатый энергоресурсами Сахалин и алмазодобывающая Якутия также получили высокие места в рейтинге благодаря сырьевым доходам.

Однако богатства недр не только несут благо, но и создают риски: высокая зависимость самых бюджетно-обеспеченных регионов от небольшого числа крупных компаний, принадлежащих к единственному сектору, снижают предсказуемость налоговых поступлений. К тому же Якутия – один из крупнейших получателей дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального центра: в 2008 году ей планируется выделить 22,7 млрд рублей, а это треть расходов республикан­ского бюджета. Магаданская область получит на выравнивание 5,6 млрд рублей, имея бюджет на 13 млрд рублей, Камчатский край – 8 млрд рублей при расходах 21,5 млрд рублей.

Равнение на центр. Правда, зависимость от помощи из федерального бюджета высока и в других регионах, особенно в экономически слабых. Например, в Дагестане из 38 млрд запланированных расходов 30 млрд будут профинансированы за счет межбюджетных трансфертов. Адыгее только на выравнивание бюджетной обеспеченности федеральный центр «подкинет» более 3 млрд рублей, а это почти половина расходной части республиканской казны. И тем не менее оба региона входят в число аутсайдеров рейтинга.

Впрочем, федеральные вливания обеспечили многим бедным провинциям высокие места. К примеру, Чечня заняла 6?ю позицию – выше Республики Коми, хотя у последней подушевой ВРП в 2005 году был выше почти в семь раз. Республики Алтай и Тува соседствует с Чечней в группе экономических аутсайдеров, но по показателю расходов на душу населения занимают соответственно 11-е и 12-е места. Любопытно, что в десятке крупнейших получателей федеральных дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности практически все – либо лидеры рейтинга «Ф.», либо его аутсайдеры. Единственный «середнячок» – Бурятия.

Не в деньгах счастье. Интересно то, что самый низкий показатель бюджетной обеспеченности в Ульяновской обла­сти – экономически далеко не самом слабом регионе России. По показателю ВРП на душу населения он ненамного отстает от Камчатки. В конце прошлого года Ульяновская область вошла в число победителей конкурса на лучшее управление бюджетными ресурсами среди субъектов федерации, проведенного Минфином. Некоторым регионам удается при достаточно скромных относительных расходах из бюджета поддерживать высокий уровень экономического развития. Наприм ер, Липецкая и Вологодская области входят в десятку регионов с наиболее высоким подушевым ВРП, но при этом не попали в двадцатку лидеров по бюджетной обеспеченности. В Омской области и Пермском крае показатель ВРП на душу населения выше среднероссийского, а госрасходы в расчете на жителя невелики (38-е и 51-е места соответственно).

Место в рейтингеРегионНаселение, челДоходы бюджета, млрд рублейРасходы бюджета, млрд рублейПрофицит/дефицитНаселение, тыс. человекРасходы бюджета на душу населения, тыс. рублейРасходы на душу населения, тыс. рублей с поправкой на уровень ценСтоимость корзины
1Чукотский автономный округ5048412,0211,930,9250236,33116,8412273,72
2Москва10442663998,701169,00-170,3010443111,9478,718630,7
3Ямало-Ненецкий автономный округ53857550,5757,86-7,29539107,4373,048924,13
4Санкт-Петербург4571184295,97342,12-46,15457174,8469,806506,69
5Ханты-Мансийский автономный округ1488297112,93129,95-17,02148887,3163,768309,78
6Тюменская область131825586,05101,11-15,05131876,762,557440,19
7Магаданская область16853012,4913,13-0,6416977,957,268255,48
8Республика Саха (Якутия)94997258,8964,51-5,6295067,9148,248541,92
9Сахалинская область52120629,0930,72-1,6352158,9438,589271,49
10Камчатский край34712320,5121,58-1,0734762,1837,869965,78
11Республика Алтай2053877,407,56-0,1620536,8137,585943,95
12Республика Тыва30943910,4210,45-0,0330933,7535,785724,55
13Московская область6645672232,70250,1217,42664637,6435,146499,19
14Красноярский край289374892,80102,11-9,31289435,2933,436405,78
15Белгородская область151362034,2238,79-4,57151425,6329,715234,31
16Чеченская Республика118374530,6030,95-0,35118426,1529,305414,72
17Республика Коми97461728,7631,47-2,7197532,2828,306921,76
18Мурманская область85696929,0430,73-1,7085735,8627,947790,07
19Астраханская область99412723,1025,01-1,9199425,1627,815489,59
20Республика Карелия69315016,8017,65-0,8669325,4725,925962,14
21Архангельская область128018731,4336,45-5,02128028,4725,856683,02
22Амурская область87461323,9825,37-1,3887529,0125,786826,86
23Томская область103310225,1027,80-2,70103326,9125,786334,01
24Кемеровская область282629557,5062,55-5,05282622,1325,595249,06
25Калининградская область93735325,1725,62-0,4593727,3425,496508,08
26Свердловская область4399738108,45108,450,00440024,6525,195938,44
27Вологодская область122777826,7230,26-3,54122824,6524,456116,96
28Республика Северная Осетия - Алания70144412,4413,42-0,9870119,1324,324774
29Калужская область100896820,8122,28-1,47100922,0824,195540,15
30Новгородская область65759515,1215,12-2,3065822,9924,005810,94
31Иркутская область251380852,9158,43251423,2423,925897,13
32Еврейская автономная область1856454,664,860,2018626,1823,796677,04
33Республика Мордовия84764515,5016,82-1,3284819,8423,565111,59
34Оренбургская область212550339,4841,65-2,17212619,623,435074,35
35Кабардино-Балкарская Республика89129915,9616,80-0,8489118,8523,174937,1
36Липецкая область117387023,3723,87-0,50117420,3323,055351,9
37Самарская область317857768,8478,06-9,23317924,5623,056465,99
38Омская область202562637,3040,91-3,61202620,222,995329,48
39Ленинградская область163773735,6437,70-2,07163823,0222,996076,32
40Ярославская область132014024,9927,36-2,38132020,7322,795517,73
41Республика Бурятия9599859,2822,53-13,2596023,4722,646292,3
42Новосибирская область264065658,4258,420,00264122,1222,216043,43
43Нижегородская область338132869,1672,86-3,70338121,5522,115913,06
44Республика Хакасия53660910,1711,16-0,9953720,822,075718,79
45Костромская область70220912,3613,00-0,6470218,5122,035098,3
46Республика Марий Эл70668011,4912,49-1,0070717,6721,974880,85
47Удмуртская Республика153785824,9327,90-2,97153818,1421,845040,86
48Республика Татарстан376053468,6968,690,00376118,2621,715105,12
49Пензенская область139598124,7326,26-1,53139618,8121,635277,46
50Читинская область112210421,0022,70-1,70112220,2321,425730,19
51Пермский край273089257,0959,41-2,32273121,7521,406167,81
52Орловская область82658813,0514,02-0,9782716,9621,284834,67
53Тверская область139044425,0227,79-2,77139019,9920,885808,46
54Рязанская область117232520,5923,04-2,45117219,6520,815730,62
55Чувашская Республика128623920,4021,86-1,4712861720,714980,56
56Псковская область71339212,4013,05-0,6571318,2920,535404,33
57Курганская область96930416,2917,47-1,1896918,0220,345375,8
58Хабаровский край140545233,4336,54-3,1114052620,187819,46
59Карачаево-Черкесская Республика4287066,857,05-0,2042916,4419,895016,38
60Республика Башкортостан405098963,4468,44-5,00405116,919,725199,96
61Республика Калмыкия2871994,544,67-0,1228716,2619,375094,27
62Челябинская область351635560,9060,900,00351617,3219,295449,33
63Тамбовская область111711916,9018,24-1,34111716,3219,005212,77
64Владимирская область145957424,7325,76-1,04146017,6518,855683,05
65Курская область117073017,5119,51-2,00117116,6718,665421,38
66Кировская область142691722,0623,85-1,79142716,7218,495486,82
67Брянская область131758919,4220,81-1,39131815,7918,485185,99
68Алтайский край252330840,2540,81-0,57252316,1718,415331,62
69Ростовская область427597871,9072,95-1,05427617,0618,045736,76
70Тульская область158053123,3924,87-1,47158115,7417,875343,46
71Смоленская область99351414,3914,96-0,5799415,0617,455237,62
72Саратовская область259531535,2938,87-3,58259514,9817,425215,42
73Республика Дагестан265863037,7038,42-0,72265914,4517,045145,51
74Волгоградская область261995539,0140,77-1,76262015,5616,745640,7
75Приморский край200591739,0041,00-2,00200620,4416,677440,98
76Республика Адыгея4411996,406,70-0,3144115,1916,575560,62
77Краснодарский край510108178,9778,510,46510115,3916,285735,57
78Воронежская область229461634,2835,06-0,78229515,2816,005793,73
79Ставропольский край270121540,3641,33-0,96270115,316,005801,56
80Ульяновская область132171016,1617,58-1,41132213,315,385246,04
4490,7714064031,93

Методика

Места в рейтинге присваивались исходя из объема рас­ходов региональных бюджетов в расчете на душу населения.

За основу были взяты показатели, запланированные в бюджетах на 2008 год, данные об их основных параметрах публикуются в законах соответствующих субъектов федерации. Чтобы сделать объемы расходов более сопоставимыми, «Ф.» скорректировал их с учетом различий в уровнях цен в разных регионах. С этой целью использовались публикуемые Росстатом данные о стоимости фиксированной корзины товаров и услуг в субъектах федерации на конец 2007 года. В качестве базового показателя было взято значение стоимости этой корзины в целом по России. Источник данных о численности населения в регионах (на начало 2007 го­да) – Росстат.

В силу недостаточности данных в рейтинг не включены Республика Ингушетия, автономные округа (за исключением Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского), а также Ивановская область.

VIP-ВЗГЛЯД: Вам на что денег не хватает?

Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области:
– Больше всего их недостает на квалифицированные кадры. Те времена, когда люди работали за идею, уже далеко в прошлом.

Георгий Шпак, губернатор Рязанской области:
– На ремонт, содержание и строительство дорог. Конечно, какие-то пополнения в нашем бюджете есть, но их недостаточно: необходима еще и помощь федерального центра.

Михаил Кузнецов, губернатор Псковской области:
– На все. С 90-х регионы хронически недофинансировались, поэтому текущие расходы тогда покрывались за счет будущего. Вот сейчас и приходится из-за этого туго. Не хватает средств на здравоохранение, на образование, на коммуналку и социальную поддержку населения. Хочется привести все школы, в том числе и сельские, в нормальное состояние, чтобы хотя бы крыши не текли.

Владимир Кулаков, губернатор Воронежской области:
– На все хватает. Мы же сами хорошо зарабатываем. Конечно, на ЖКХ всегда требуются деньги, но федеральный центр эту сферу не финансирует. А средства, направляемые на снос аварийного жилья и строительство нового, мы полностью осваиваем.

Олег Чиркунов, губернатор Пермского края:
– На все хватает. Сейчас в России вопрос нехватки денег не стоит. Нам скорее не хватает проектов и человеческих ресурсов, которые их могли бы реализовать.

Николай Виноградов, губернатор Владимирской области:
– Вроде бы деньги есть, но ведь их много никогда не бывает. Сейчас ситуация с финансированием улучшилась, мы даже не все успеваем осваивать. Но вот сами деньги иногда могут приходить с опозданием. Например, на проектно-сметную документацию. Но это проблема не финансовая, а организационная. А вообще, чем больше будет финансирование, тем лучше – ведь потребности растут.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль