Температура поднимается

1177
Для Филипа Мэтьюза, владельца популярного среди туристов ресторана Rock Garden в Лондоне, весна может оказаться нелегким временем - почти половина столиков ресторана расположена на открытом воздухе. Поэтому, учитывая известную непредсказуемость лондонской погоды, Мэтьюз прекрасно понимает, насколько ее переменчивость может повлиять на доходность его бизнеса: "В принципе, от майской погоды зависит, будет ли это один из двух лучших месяцев в году или же он окажется одним из двух худших".

Мартин Баккардакс (Martin Baccardax)

Для Филипа Мэтьюза (Philip Mathews), владельца популярного среди туристов ресторана Rock Garden в Лондоне, весна может оказаться нелегким временем - почти половина столиков ресторана расположена на открытом воздухе. Поэтому, учитывая известную непредсказуемость лондонской погоды, Мэтьюз прекрасно понимает, насколько ее переменчивость может повлиять на доходность его бизнеса: "В принципе, от майской погоды зависит, будет ли это один из двух лучших месяцев в году или же он окажется одним из двух худших".

Не желая мириться с такой неопределенностью, Мэтьюз обратился к помощи "погодных" производных ценных бумаг, то есть определенного набора финансовых контрактов, позволяющих компаниям страховаться от негативного влияния, которое погода может оказывать на результаты их деятельности.

Rock Garden не первая компания, использующая такие финансовые инструменты, и некоторые эксперты полагают, что это новое развивающееся направление в европейском бизнесе. По данным американской Ассоциации управления погодными рисками (Weather Risk Management Association), мировой рынок "погодных" ценных бумаг в 2001 году вырос на 43% по отношению к предыдущему году, при этом объем сделок составил примерно 3000 заключенных контрактов на общую сумму 4,7 млрд евро. И хотя Европа все еще отстает от Соединенных Штатов по объему этого рынка, его европейская доля увеличилась с 6% в 2000 году до примерно 20% в 2001 году.

По мнению Стивена Дохерти (Stephen Doherty), СЕО брокерской компании Speedwell, занимающейся "погодными" контрактами в Лондоне, такой рост рынка обусловлен возрастающим стремлением компаний получать постоянную и стабильную прибыль. "В связи с этим, - говорит он, - компании постепенно понимают, как погода может повлиять на конечные результаты".

Сделано на заказ

В компании Rock Garden Мэтьюз начал с поиска страховых предложений, для того чтобы застраховать свой бизнес от погодного риска, но ничего подходящего не нашел. "На рынке страховых услуг мы просто не могли найти такой страховой полис, который бы полностью удовлетворял наши требования как производный финансовый контракт", - отметил он.

Сам контракт - put-опцион, или контракт с ограничением по нижнему уровню, - защищает компанию Rock Garden в период с марта по июнь. Если средняя температура за месяц опускается ниже определенного уровня, например 14,5 °С в мае, то опцион автоматически выполняется и Мэтьюз получает компенсацию. Такая простота механизма получения компенсации и разработанные под заказ условия покрытия рисков убедили Мэтьюза воспользоваться производными контрактами, а не традиционными страховыми услугами.

Производные контракты по сравнению со страховыми полисами имеют преимущества и при получении и выплате компенсаций. По условиям типового страхового полиса компания обязана показать наличие действительных убытков для того, чтобы получить компенсацию за событие, связанное с погодными условиями. При производном контракте это необязательно: условие выплаты компенсации основано на объективных, измеряемых факторах, и если эти факторы очевидны, то выплата осуществляется автоматически. Производные контракты могут также иметь налоговые преимущества: например в отличие от страховых компенсационных выплат компенсация, полученная по производным контрактам, не облагается налогом.

Однако, по убеждению Джулиана Робертса (Julian Roberts), директора отдела Capital Markets в компании Aon Consulting, выбор между производными контрактами и страхованием - это только малая часть задачи хеджирования погодных рисков. Он утверждает, что первый и наиболее важный шаг заключается в необходимости сформировать в компании четкое представление о степени зависимости финансового результата от погодных условий, чтобы управлять этой зависимостью в составе глобальной программы управления рисками. Какой-либо остаточный риск, не поддающийся управлению, может быть хеджирован при помощи наиболее уместных инструментов. "Если необходимое вам решение доступно в виде производных контрактов, но вы бы предпочли приобрести страховой полис, то всегда найдутся способы для преобразования этого решения в удобную для вас форму", - заметил Робертс.

Удобное решение

Линда Клеммонс (Lynda Clemmons), президент компании Element Re, предоставляющей услуги и продукты по управлению погодными рисками, которая является андеррайтером контракта ресторана Rock Garden, согласна с мнением Робертса: "Вид продукта не является препятствием для нашей работы, относящейся к покрытию риска компании клиента и подписанию контракта. Мы будем рады предложить оба решения - страхование и производный контракт". Процесс принятия решения компанией в таком случае будет основан на выборе варианта, наиболее удобного для клиента. Например, для компании, активно торгующей различными ценными бумагами и имеющей контракты, одобренные ISDA (International Swaps and Derivatives Association), переход к "погодным" производным контрактам будет вовсе не сложным, а компании, не знакомые с документооборотом ISDA, могут выбрать страховой контракт.

Несмотря на некоторые затруднения, связанные в основном со сбором необходимых данных, таких, например, как точные значения средних температур и выпавших осадков, "погодный" рынок растет быстрыми темпами и обладает хорошей ликвидностью. Все, что необходимо для дальнейшего развития, - это понимание участниками рынка природы существующего риска. Для Мэтьюза это было несложно: "Это Лондон", - пожимает он плечами. - Планировать погоду здесь невозможно".

Переведено из CFO Europe
© 2002 г. CFO Europe, отделение The Economist Newspaper Limited. Все права защищены

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль