Костыли оплатят всем

89
Страховщики и туроператоры решили поберечь свою репутацию и к летнему туристическому сезону грозятся перейти на единый полис для выезжающих за рубеж – более дорогой, но небесполезный.
Упал, очнулся – гипс!». Герою советского комедийного блокбастера действительно повезло: «медицинскую помощь» в турпоездке ему оказали быст­ро и безболезненно. Еще и материальными ценностями снабдили, которые сценарист все равно «изъял» в доход государства. Был ли у персонажа Юрия Никулина полис страхования выезжающего за рубеж, доподлинно неизвестно, но даже если и был, вряд ли иноземных «костоправов» он интересовал.

У современного russo turista страховка, как правило, есть, но от этого не многим легче. В большинстве случаев клиенты турфирм относятся к страхованию как к формальности: требует страна пребывания такую бумажку – ну так пусть ее получит. Что реально дает полис, интересуются немногие. И лишь малая часть этих немногих получает исчерпывающую и объективную информацию. А она подчас пугает.

Настораживает цена. Сейчас в ходу полисы двух категорий: со страховой суммой в $15 тыс. – его предлагают туристам, которые направляются в страны «бюджетного» отдыха (в Египет или Турцию, например); и с суммой в 30 тыс. евро – для выезжающих в более «дорогие» страны. Средние по рынку тарифы колеблются на уровне $0,3–0,4 в день. Но, как отмечает председатель совета директоров UTS Group Алексей Крылов, некоторым туроператорам удается договориться со страховщиками на $0,15–0,2 в день. Демпинг? Отнюдь. Это сверхдешевые продукты, в которых обязательства страховой компании сведены к минимуму, а значит, помощь от нее клиент получит далеко не всегда, не везде и уж точно не всю.

Руководитель дирекции страхования путешествующих Военно-страховой компании Марина Меликьян отмечает, что один из самых частых подвохов связан с лечением обострения хронических заболеваний. Например, в договорах используется хитрая формулировка: дескать, страховое покрытие распространяется на случаи, сопряженные с угрозой для жизни. Проблема, однако, в том, что обострение – вещь объективная, а угроза для жизни – когда как. Некоторые клиенты впоследствии пытаются доказать наличие таковой в суде.

Другой широко практикуемый способ снизить издержки компании – установить невысокие лимиты на лечение, например, довольно распространен лимит в $1000 (или евро). Такие суммы смущают даже самих страховщиков. «С сердечным приступом можно неделю проваляться в реанимации, где только один день стоит $1000», – говорит Марина Меликьян. Но ведь ничего противозаконного в этом нет (так же, кстати, как и во франшизах, избавляющих компании от многочисленных мелких выплат в $150–500). Просто рынок хотел дешевую страховку – он ее получил.

Рынок перехотел. Разгневанные туристы, не получившие помощь в желаемом объеме, звонят туроператору, где робкий диспетчер рекомендует им обращаться к страховщику. В страховой компании зачитывают выдержки из договора, уверяя, что никаких оснований для выплат нет. Но так можно поступить с одним, двумя, тремя и, возможно, с несколькими тысячами человек, а дальше начинаются проблемы – рост клиентской базы замедляется. Вот они – репутационные риски. Что же мешает повысить качество? Разумеется, конкуренты, у которых тарифы ниже, и клиенты, в большинстве своем изучающие правила страхования уже на больничной койке.

Однако выход есть. Пусть не совсем рыночный, зато универсальный – ввести минимальные, но не слишком низкие стандарты услуг. Вопросом озадачилась рабочая группа при Ассоциации туроператоров России (АТОР). В эту группу входят представители крупнейших игроков рынка, имеющие на нем примерно 70-процентную долю, страховщики и чиновники из Ростуризма. Все нормы, которые им удастся (если удастся) выработать, очевидно, станут едиными для всех.

Для начала группа определилась с минимальным набором услуг, которые должны входить в страховку. Сразу видно – старались. Достаточно сказать, что типовой полис будет по­крывать расходы на экстренную стоматологию (при сумме 30 тыс. евро лимит составит 200 евро), прокат костылей и колясок, медикаменты, экстренный перелет в Россию в связи с болезнью близкого человека, эвакуацию детей, оставшихся без родителей. Перечень, естественно, не полный. Теперь вопрос в наборе рисков, покрываемых страховкой.

Самый спорный аспект – цена вопроса. Операторы, которым важно снизить общую стоимость тура, хотят, чтобы тарифы были пониже, страховщики, которым, ежели что, платить – чтобы повыше. Пока компании сговорились на $0,56 в день за полис со страховой суммой $15 тыс., и на 1 евро при сумме 30 тыс. евро.

Разработку стандартов рабочая группа при АТОР рассчитывает завершить во втором квартале 2008 года.

Крупнейшие операторы по страхованию выезжающих за рубеж в I полугодии 2007 года

КомпанияПремии по договорам страхования, млн руб.Выплаты, млн руб.Количество заключенных договоров, тыс. шт.Отношение выплат к сборам, %Средняя премия по договору, руб.
1Ингосстрах142,2465,80336,0646423
2Ресо-гарантия94,7253,34488,3956194
3Военно-страховая компания83,8120,74103,6125809
4Росно60,2917,55353,4929171
5Ренессанс-страхование53,289,63119,1618447
6Стандарт-резерв28,7811,9051,1541563
7АльфаСтрахование21,864,6153,3321410
8Авикос17,635,8153,2933331
9Русский мир17,532,5014
10Югория14,001,1531,928438

По данным компаний

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль