Не платил, но попал

102
Риски. Оспорить операцию по карте непросто: банки требуют алиби. А если мошенники сняли деньги с украденного пластика до его блокировки, шансов вернуть их почти нет.
«Год назад я был в командировке во Франции, – рассказывает директор строительной компании Андрей. – Перед вылетом в Москву решил снять деньги с карты в банкомате, чтобы в аэропорту не расплачиваться за какую-нибудь бутылку колы пластиком. И только в столице обнаружил, что вместо тысячи евро на кредитке остались копейки. Я тут же заблокировал карту, но деньги удалось вернуть не скоро». Мошенники «зарядили» парижский банкомат считывающим устройством, получили данные пластика Андрея, изготовили фальшивую карту, используя «болванку», и сняли средства. Вернувшись, Андрей отправился в банк, написал заявление, в котором тщательно изложил все, что случилось, и указал на «чужие» транзакции. Он представил не только все полученные за время командировки чеки, но и авиабилет, загранпаспорт с отметками пограничных служб, подтверждавших, что в то время, когда карта обнулялась, ее владелец летел в Москву, то есть никак не мог находиться на месте совершения операции. «Факт неправомерного использования моего пластика банк признал примерно через месяц, – делится опытом Андрей. – А вот получить деньги мне удалось только через 11 месяцев: кредитная организация тянула с возмещением средств, так как, в свою очередь, ждала выплат от страховой компании».

Годовалое ожидание. От «чужих» транзакций страдают, прежде всего, держатели карт: как отмечает зампред банка «Авангард» Валерий Торхов, убытки кредитных организаций, связанные с возвратом средств по «ложным» транзакциям, очень незначительны. «Банки проводят сотни тысяч операций в месяц. И менее 1% из них – мошеннические, оспариваемые клиентами», – говорит эксперт.

В целом, предупреждает юрист компании «Легис-Акцио» Наталья Воронцова, шансы вернуть потерянные деньги не так уж велики: «Банки часто признают операции мошенническими, но утверждают, что деньги обратно вы получите только после того, как преступники будут задержаны».

Чтобы оспорить «чужую» транзакцию, нужно в офисе банка написать заявление, указав дату совершения «липовой» операции, ее номер в платежной системе, название магазина или код терминала, в котором было совершено злодеяние. Все эти данные есть в выписке по счету, предоставляемой банком. Получив заявление, кредитная организация начинает расследование. «Иногда вдруг выясняется, что клиент, скажем, был пьян и забыл о некоторых совершенных им операциях», – рассказывает директор департамента платежных карт Промсвязьбанка Елена Дворовых.

Необоснованное оспаривание транзакций грозит штрафом на сумму около 250 рублей. Если же клиенту удастся убедить банк, что он «чист», а по карте совершались «чужие» транзакции, средства вернут. Но ждать их придется от полутора месяцев до года. За это время, в частности, юристы платежной системы решают, кто должен возмещать ущерб – банк-эквайер, обслуживший мошенников, или банк-эмитент, выпустивший карту. Эквайер отвечает, если в «его» магазине прошла неправомерная операция – при этом подпись на чеке явно поддельная. В остальных случаях по правилам платежных систем ответственность несет эмитент.

Виновен клиент. «Когда мне пришло несколько sms-сообщений с указанием странных операций по кредитке, я находился в Японии, – рассказывает президент компании MFM Solutions, предоставляющей услуги мобильного банкинга, Павел Сорокин. – Это были покупки на смешные суммы в городах, название которых я видел впервые – сейчас уже не вспомню». Павел тут же позвонил в Кредит Европа банк, клиентом которого является. «Вице-президент банка – мой друг, – поделился собеседник «Ф.». – Мне быстро вернули деньги, выпустили новый пластик, уничтожив старый».

Если же вы не являетесь «приближенным» к руководству банка клиентом, процесс опротестования операций может проходить намного более болезненно. «Мы с мужем ездили в Барселону, – вспоминает сотрудница компании «Альфа-цемент» Любовь. – Засиделись в местном кафе, и я только под утро обнаружила, что моей зарплатной карточки Альфа-банка нет». Девушка сразу заблокировала пластик. Но, как сообщили в банке, с него успели списать 523 евро.

Вернувшись в Москву, Любовь отправилась в «Альфу»: «Хотела вернуть средства, но мне отказали, ссылаясь на договор публичной оферты. Там сказано, что банк при утере карты не несет ответственность за операции, совершенные до блокировки». «Многие кредитные организации снимают с себя ответственность за транзакции по украденному пластику до того момента, как клиент ее заблокирует, – говорит начальник процессингового центра Банка Москвы Вячеслав Межов. – В принципе, за все операции, связанные с использованием карты, должен отвечать клиент». Эксперта поддерживает и Валерий Торхов: «Если вы вовремя не информируете банк, не ждите возмещения ущерба. Почему банк должен отвечать за халатность клиента? Так ведь и бизнес встанет».

Если же кто-то узнал пин-код вашей карты и снял с нее деньги, про возмещение можно сразу забыть. «Сумку с мобильником, кошельком и документами, включая кредитку, у меня украли в гипермаркете, – вспоминает бывшая сотрудница Фонда Сороса. – Набрала с сотового мужа свой номер, ответили. Попросила вернуть документы». Сумку подкинули, однако мошенники не только забрали наличность из кошелька, но и сняли с карты около $15 тыс. Девушка попыталась оспорить транзакции в банке, но, на свою голову, призналась – бумажка с пин-кодом карты лежала в кошельке. Получается, пострадавшая сама сообщила секретные данные злоумышленникам.

Двойная оплата. Ошибочные операции по карте, в отличие от мошеннических, опротестовать гораздо проще. «Предположим, кассир в магазине утверждает, что ваш платеж «никак не авторизуется» и пропускает карту через pos-терминал еще раз. Если вы получаете от банка два sms-сообщения с подтверждением операции и понимаете, что с вас дважды списали деньги за одну и ту же покупку, вопрос можно урегулировать прямо на месте», – говорит начальник управления карточного бизнеса Международного московского банка Александр Вишняков. Некоторые продавцы при этом предпочитают вернуть средства наличными, а не на пластик, чтобы не связываться со «сложной» процедурой. «Достаточно показать кассиру полученные сообщения на телефон. Если вам откажут, нужно написать заявление в банк и приложить к нему копию чека. У меня была такая ситуация: я покупал диван, расплачивался кредиткой, сумму списали дважды. Средства вернули без проблем», – вспоминает программист Юрий Калинин.

ПРАКТИКА: Магазинные уловки

Турецкие мошенники приглашают доверчивых туристов снимать деньги по льготному курсу в кассах захолустных магазинов.

В принципе, отмечает директор департамента банковских карт СБ-банка Владимир Кузнецов, снятие средств с пластика через кассы торговых точек – распространенная практика на Западе. Но в Турции эта процедура сопровождается вводом пин-кода, который в других странах для проведения этой транзакции обычно не требуется. «Данные по картам попадают в руки мошенников, а туристы, якобы сэкономив пару долларов, получают головную боль с разбирательством по пропавшим с карточек суммам», – рассказывает Владимир Кузнецов. Отдыхая за границей, продолжает эксперт, нужно очень внимательно смотреть за кассиром. «Особенно в Турции и Таиланде будьте начеку: расплачиваясь в магазине, смотрите, сколько раз прокатывают карту через терминал, не прячут ли ее под стол и не уносят ли «случайно» в соседнее помещение», – советует собеседник «Ф.».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль